Во вторник, 28 июня, мэрия Москвы утвердила список из 107 объектов, которые должны быть добровольно демонтированы в течение ближайших двух месяцев. В течение недели владельцев киосков и магазинов предупредят об этом и развесят рядом соответствующие информационные щиты. Если объекты снесут добровольно, то собственники получат право на компенсацию. Если собственники объектов откажутся сносить ларьки, то город сделает это в принудительном порядке. Решение суда, согласно недавним изменениям в законодательстве, им для этого не требуется.
Судя по перечню,
все самое крупное и знаковое в центре Москвы уже успели снести в прошлый раз.
В этот этап демонтажа попали оставшиеся палатки у метро «Кропоткинская», постройки у метро «Улица 1905 года», цветочная палатка на Садовой-Сухаревской, палатка «Хлеб насущный» у метро «Парк культуры» и магазин «Л'Этуаль» на Зубовском бульваре. Кроме того, в список попал магазин «Олимпик» на Олимпийском проспекте и строение у метро «Добрынинская», которое и так выглядит давно покинутым арендаторами.
Куда масштабнее выглядят приговоренные к сносу объекты в других округах столицы. Так, демонтажу подлежат торговые надстройки над метро «Сходненская», «Проспект Вернадского» и «Дмитровская». Снесут трехэтажный торговый центр «Электрон» у метро «Электрозаводская» и ТК «Каховка» на «Каховской». Та же судьба ждет двухэтажное строение у метро «Свиблово» и «Отрадное», вереницу ларьков на «Шаболовской», «Первомайской» и «Выхино». Исчезнут палаточные городки у «Кузьминок», «Волжской» и «Теплого Стана». Помимо прочего, опасным самостроем мэрия признала комплекс строений у платформы «Нижние Котлы», которые «Яндекс.Карты» идентифицирует как Нагатинский рынок.
В мэрии подчеркнули, что продуктовых магазинов из сносимых объектов — менее 20%, в основном это шиномонтажи, магазины непродовольственных товаров, букмекерские конторы, палатки с цветами и т.п. Всего речь идет о 31 тыс. кв. м, большинство объектов расположены в охранных зонах Московского метрополитена.
Чиновники настаивают, что все работы по демонтажу «самостроев» регламентированы законодательством.
Как пояснили «Газете.Ru» в Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, демонтаж самовольных сооружений реализует положения статьи 72 Конституции РФ по обеспечению общественной безопасности жителей. Право демонтировать особо опасные объекты во внесудебном порядке регламентируется Гражданским кодексом (пункт 4 статьи 222). Устранение всех потенциальных угроз для населения входит в обязанности органов власти, и их бездействие может расцениваться как халатность, заверили в инспекции. «Если опасность того или иного объекта видна невооруженным глазом, лучше эту опасность, пусть и потенциальную, сразу нейтрализовать, вызвав на себя огонь критики, чем сидеть сложа руки и надеяться, что ничего не случится», — сказал «Газете.Ru» глава ведомства Сергей Шогуров.
«Правомерность действий правительства Москвы по демонтажу объектов самостроя подтверждена судебными инстанциями разных уровней, включая Верховный суд РФ, — говорится в сообщении пресс-службы мэра и правительства Москвы. — В частности, согласно неоднократным разъяснениям Верховного суда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) не является доказательством законности приобретения права собственности и не препятствует предъявлению требований о сносе самовольного сооружения».
По мнению заместителя руководителя Московского городского отделения «Опоры России» Сергея Селиверстова,
второй этап сноса, скорее всего, пройдет с меньшей шумихой, чем первый:
«Пока нет окончательных положительных массовых судебных решений по собственникам, пострадавшим в прошлый раз. А отсутствие хороших примеров сильно снижает активности и остальных».
Селиверстов предположил, что наверняка и в этом списке окажутся предприниматели, имеющие свидетельство о собственности и судебные решения, признающие законность строений. «И про них могут, разумеется, сказать, что это бумажки, полученные жульническим путем, но тогда пусть предоставят доказательства, выяснят, кто их выдавал, а не ограничатся утверждениями. Надо, конечно, разбираться со всеми индивидуально, — продолжает Селиверстов. — Но и этот снос, как и предыдущий, негативно скажется на малом бизнесе Москвы. Да, в мэрии говорят, что у нас достаточно еще свободных торговых площадей, которые можно занять, но дело же не в площадях, а в самой манере работы с предпринимательским сообществом. Люди не могут брать кредиты и развивать свой бизнес — вдруг и их дело в какой-то момент окажется вне нового закона».
Напомним, в начале декабря 2015 года правительство Москвы приняло постановление, дающее городу право сносить объекты без суда, если они попали в список «самовольно возведенных строений, угрожающих здоровью и жизни москвичей». В первую часть списка попали 104 объекта, среди которых палатки у метро «Чистые пруды», часть киосков на «Кропоткинской», здание над выходом из метро «Сухаревская», ТЦ «Пирамида» на Пушкинской площади, палатки на «Маяковской», «Соколе», «Новослободской» и т.п. Судя по всему, собственники наиболее крупных объектов до последнего не верили, что постановление не злая шутка, и сносить источники дохода не собирались.
В итоге в ночь на 9 февраля в городе были одновременно снесены десятки торговых киосков. «Пирамида» держалась дольше всех — причем уже после того, как стало известно о ее печальном будущем, но еще до сноса ее продали неизвестному предпринимателю.
Смысл такой финансовой операции до сих пор официально никто не пояснил.
Как ни странно, но, по крайней мере, первый этап сноса киосков вызвал одобрение даже у общественного движения «Архнадзор», активисты которого обычно критикуют решения властей.
Массовый снос ларьков, получивший в народе название «ночь длинных ковшей», вызвал большой резонанс. Горожане возмущались, что теперь им негде купить привычный батон хлеба по дороге домой, а за бутылкой воды теперь приходится делать крюк через супермаркет и стоять в очередях. Предприниматели рассказывали о том, как лишились последнего источника дохода, и жаловались, что им не оставили альтернатив.
«В Москве не развит качественный стрит-ритейл. Нет крошечных овощных рынков, мясных лавок в жилых кварталах. Мелкие скобяные лавки с мылом и батарейками — отличительная особенность европейских городов», — констатирует основатель компании Ideas4Retail Евгений Бутман в исследовании «Повседневность: хватит торговли», сделанном институтом «Стрелка».
Столичные власти не исключили, что после второй волны сноса составление списков самостроев может продолжиться. По ряду оценок, в городе после этого останется около 200 строений, которые могут попасть в «сносный список». Предполагается, что третий список появится после выборов, и уже к концу года мэрия намерена полностью избавиться от объектов, которые ее не устраивают. «Работа по выявлению самостроя ведется в постоянном режиме. Нет оснований для прекращения деятельности по обеспечению общественной безопасности», — заключили в Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.