В связи с жаркой погодой, которая сохранится в Москве как минимум до конца недели, в столичной подземке начали экстренно сбивать температуру. Так, обычные стеклянные двери вестибюлей на станциях «Южная», «Кузнецкий Мост» и «Дмитровская» заменят на рольставни, чтобы платформы проветривались и в то время, когда метро закрыто. Монтаж дверей уже начался и завершится до 1 июля, сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь подземки Андрей Кружалин. Рольставни установят в рамках эксперимента, по его итогам будет решено, станут ли использоваться подобные двери дальше и на других станциях.
На 37 наиболее жарких станциях организовано круглосуточное проветривание, а в ночное время все вентиляционные шахты переведены на усиленный режим притока холодного воздуха. «В московском метро существуют разные режимы системы вентиляции, — рассказал «Газете.Ru» эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков. — Обычно они рассчитаны на более стандартные температуры: в определенных ситуациях воздух закачивается в тоннели на перегонах, а выпускается на станциях, в других ситуациях, наоборот, засасывается на станциях и выпускается на перегонах. Но в условиях,
когда очень высокая температура на поверхности, за всю ночь тоннели не успевают отдать накопленное за день тепло.
И тогда рационально использовать режимы, на которые изначально система вентиляции не была рассчитана. В том числе это продувка тоннеля, круглосуточное проветривание станций и т.п.».
Также этим летом пассажирам начнут выдавать веера и влажные салфетки на стойках «Живое общение», которые находятся на 12 станциях в центре Москвы. Правда, раздача вееров будет происходить не ежедневно, а только если температура на станциях превысит нормальную для подземки — то есть 28° — и будет держаться на этом уровне четыре часа.
Кроме того, пассажирам будут выдавать бутилированную воду. Впервые эту практику запустили несколько лет назад, для чего в вестибюлях десяти станций (например, «Беляево», «Аэропорт» и «Савеловская») были установлены вендинговые аппараты. В обычное время автоматы продавали воду, а когда температура переваливала за нормальные показатели и держалась там достаточно долго, их перепрограммировали на бесплатную выдачу воды. Ранее сообщалось о том, что на их закупку и установку было потрачено около двух миллионов рублей.
«Однако
многие пассажиры не знали, когда автоматы выдают воду бесплатно, а когда нет, кроме того, они расположены в стороне, не каждый мог их найти.
Плюс температура могла повышаться и на других станциях, где автоматов нет, там бутилированную воду раздавали сотрудники метро. Так что использование таких автоматов было признано нецелесообразным, в этом году от них решено отказаться. Воду в бутылках пассажирам будут раздавать сотрудники Центра обеспечения мобильности», — пояснил Кружалин.
Пресс-секретарь метро также отметил, что в этом году в подземке еще не было ситуаций, когда температура превышала норму надолго. «На станции «Южная» температура поднялась до 28°C, но почти сразу же опустилась обратно. Отсутствие жары на станции в большой степени связано с тем, что температура на улице скачет, устойчивой жары еще в Москве не было», — добавил он.
Помимо погоды на поверхности температура воздуха на станции еще зависит и от возраста линии и ее расположения. Так, самые прохладные станции — новые, потому что грунты вокруг еще не успели прогреться.
На станциях, где грунты обводнены, температура ниже, чем на станциях, расположенных в сухих грунтах,
поскольку вода отводит избыточное тепло. Например, на Кольцевой, Калининской, Арбатско-Покровской и Каховской линиях холоднее, чем на Серпуховско-Тимирязевской, Калужско-Рижской и уж тем более на «пожилых» Сокольнической и Замоскворецкой линиях.
Хотя метрополитен закупает новые подвижные составы только с кондиционерами, жалобы на духоту и жару в вагонах не исчезают. «Кондиционеры, которые используются в вагонах, очень сильно отличаются от сплит-систем в домах, — пояснил Свириденков. — В отличие от бытовых кондиционеров, они обеспечивают забор довольно большого количества наружного воздуха, а не гоняют один и тот же воздух внутри вагона. Поэтому соотношение кислорода всегда поддерживается на должном уровне. Но из-за очень напряженного режима эксплуатации подвижного состава в Московском метрополитене есть ситуации, когда в вагоне кондиционер не работает. Либо пассажиры, которым кажется, что кондиционер недостаточно охлаждает воздух, дополнительно открывают окна в вагонах. Тогда
нарушается нормальная циркуляция воздуха и у людей возникает ощущение, что воздух вроде и холодный, но в нем не хватает кислорода».
Если в вагоне плохо работает или не работает вообще кондиционер, надо сообщить об этом либо машинисту по громкой связи, либо через колонну экстренного вызова, нажав любую кнопку. В последнем случае нужно назвать не только номер вагона, но и то, в какую сторону поехал поезд. «Еще до того, как поезд доедет до конечной, буквально через одну-две станции, в вагон зайдет персонал и проверит, действительно ли кондиционер не работает, — рассказал Кружалин. — Если не работает, то систему попробуют перезагрузить, если и это не поможет, то состав сразу же отправится на ремонт».