Фестиваль «Московская весна», на оформление которого город потратил 189,3 млн руб., вызвал крайне неоднозначную реакцию горожан. Дугообразную конструкцию, установленную у здания «Известий», где раньше стоял торговый комплекс «Пирамида», называли и «Левиафаном», и «рогами оленя», и «памятником снесенным ларькам». Активнее всего горожане возмущались по поводу пальм, внезапно выросших у Большого театра, и топиарной головы с рукой на Пушкинской площади.
Как рассказал «Газете.Ru» источник среди организаторов фестиваля, конкретного автора концепции «Московской весны» нет: решение принимается координационным советом из разных департаментов, например департамента СМИ и рекламы, торговли и услуг, ЖКХ и благоустройства. Далее одобренное «среднее арифметическое» переводится в формат техзадания и проводятся торги.
В отличие от фестиваля «Путешествия в Рождество», когда большую часть затрат на инсталляции брали на себя спонсоры (ВТБ, ГК «Пионер» и пр.), весенний фестиваль делается на бюджетные средства. В связи с этим город попытался сэкономить. Так, например,
в оформлении использовались те же пасхальные яйца, что и в прошлом году, только подкрашенные.
Несколько инсталляций позаимствовали из зимнего фестиваля. Например, ранее упомянутую конструкцию у здания «Известий» — арт-объект «Лотос» — делал француз Йоан Уг, только зимой она была в Столешниковом переулке. А фонари с Рождественки с потеплением переехали в Камергерский переулок. Часть новых объектов, судя по документации, также должна быть пригодной к использованию повторно, например вертушки «Весенний ветерок».
Впрочем, принципиально новые объекты вызвали не меньше критических замечаний. Например, топиарная фигура «Юность весны», которая, по замыслу заказчиков, должна состоять из «руки и головы, как бы прорвавшихся из-под земли, по руке бежит весенний ручеек».
Блогеры сравнивали арт-объект с идолами моаи с острова Пасхи и с принцессой Фионой из «Шрека».
В связи с этим голову планируется перевезти в другое место, где она будет не так выделяться.
«Дело в том, что объект делали художники из Петербурга, потому что у нас в стране вообще единицы умеют работать с топиарными объектами, — рассказал источник «Газеты.Ru» среди организаторов фестиваля. — И они подбирали площадку дистанционно, сами выбрали место, ну и не совсем рассчитали, как это будет выглядеть в реальности. В том же парке Горького «Юность весны» смотрелась бы без всяких нареканий».
Еще одно нарекание — в использовании искусственных цветов и растений, вызвавших ассоциации с похоронными венками. Как пояснила «Газете.Ru» арт-директор «Рождественского света» Мария Черняк (в весеннем фестивале она отвечает за цветочные арки), это сделано также в целях экономии.
«Пока не потеплеет и не прекратятся такие перепады между дневными и ночными температурами, только живые цветы использовать нет смысла, они погибнут в первую же ночь.
Пока используем и искусственные растения, и живые. По мере роста суточной температуры будут меняться и цветы, станем уменьшать долю искусственных растений», — рассказала она.
При этом оформление города будет меняться не только в плане соотношения живых цветов к искусственным. Так, в ночь на 8 мая на всех строениях фестиваля пасхальный декор сменят на голубей, георгиевские ленты, муляжи фляжек, котелков и иных тематических элементов ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
По словам Черняк, критических отзывов на площадки, в том числе и у Большого театра, организаторы фестиваля не услышали. «Наоборот, люди подходили, благодарили, говорили, что им очень нравится, как устроили иерусалимскую площадку, на Тверской улице оформление нравится», — добавила она.
Организаторы добавляют, что в рамках фестиваля установлено много красивых украшений, которые москвичи пока не успели «распробовать». Например, кинетические фигуры, посвященные русским изобретениям. Особенность этих фигур в том, что посетители могут сами все потрогать, подергать за рычаги и посмотреть, что получится. Среди подобных фигур — первый электротрамвай, радио, первый искусственный спутник Земли, велосипед (объект посвящен первому в истории велопробегу уральского изобретателя и крепостного Ефима Артамонова в 1801 году), первый в мире вертолет (посвящен изобретению американского вертолета Сикорским).
Фестиваль «Московская весна» пройдет в столице с 22 апреля по 9 мая. Он будет состоять из трех периодов: с 22 по 30 апреля — культурно-просветительская программа, с 1 по 7 мая — пасхальные гулянья, а 8 и 9 мая — День Победы. Отметим, что городские фестивали как регулярные мероприятия появились в 2013 году.
Почти два года ими занимался департамент культуры, пока его возглавлял Сергей Капков.
В частности, с его подачи был запущен проект «Лучший город Земли», который плавно переходил в «Лучший город зимы» в холодное время года. В рамках первого летнего фестиваля, например, в крупных парках были организованы выступления известных групп и музыкантов, также в каждом округе прошел свой фестиваль фейерверков.
Потом курировать фестивали города стал департамент торговли и услуг. Уже под его руководством появился фестиваль «Московская весна», «Пасхальный дар», «Московское варенье», Фестиваль рыбы и «Московская осень». Как заявляла вице-мэр по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, фестивали 2015 года принесли бюджету города 2,7 млрд руб. прямых доходов и еще почти 2 млрд опосредованных, через налогообложение. Конкретная сумма, потраченная на фестивали в прошлом году Москвой, не называлась, но, по характеристике чиновников, это несопоставимо меньшие деньги.