Киев обвинил «российские спецслужбы» в попытке сфабриковать интервью Петра Порошенко для американского издания The New York Times. «На фальшивом бланке подали телефоны и электронные адреса своих агентов, провели переговоры и даже по телефону озвучили «ответ» на вопрос. К чести газеты, журналисты проверили подлинность записи в настоящей пресс-службе, и фейковое интервью не попало на страницы», — сообщил пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко в своем фейсбуке.
В произошедшем Цеголко обвинил российские спецслужбы, не уточнив конкретное ведомство. Истинными организаторами пранка оказались Владимир Кузнецов и Алексей Столяров (Вован и Лексус). Подробности этого пранка Алексей обсудил в беседе с «Газетой.Ru».
— Кто стоит за этим розыгрышем?
— Я не знаю ни одной другой спецслужбы, кроме нас, занимающейся такими делами. Я имею в виду пранкеров.
— Так это были вы или нет?
— Да, сегодня мы выложим этот пранк в интернет. Мы как раз запись переслушивали сейчас, смеялись. Получилось часовое интервью. Все записи у нас есть, скоро появятся на YouTube.
— На страницах NYT интервью все равно не выйдет...
— Видимо, они связались с пресс-секретарем Порошенко — поэтому не удалось.
— Обычно вы с Вованом сразу заявляете о причастности к пранку, даже анонсируете его в соцсетях, почему сейчас молчали?
— Что тут анонсировать? Хороший анонс был от самого пресс-секретаря Порошенко. Пора бы ему свыкнуться с тем, что наше заявление выглядит лучше, чем его.
— Почему вы выбрали такой формат: фейковое интервью?
— Все средства хороши, мы решили подобраться таким образом.
— Пресс-секретарь Порошенко написал, что в бланке NYT были указаны телефоны и электронные адреса «агентов» — имеются в виду вы и Владимир?
— Да, пока мы неплохо справляемся вместе.
— Это весь ваш коллектив?
— Сочувствующих людей у нас достаточно — иногда можно просто сделать клич в фейсбуке и получить много откликов. У нас есть люди, которые нам помогают, — мы этого и не скрываем.
— Кого в итоге вы хотели потроллить: NYT или Порошенко?
— Журналисты нам поверили — они до последнего момента не понимали, что это интервью не связано с украинскими властями. [После разоблачения] мы им сказали, что это была диверсия, спланированная украинскими властями. И мы за эту диверсию якобы получили денег от администрации Порошенко. После этого NYT заявила, что теперь они, возможно, будут писать только негативные статьи о Порошенко. Они до сих пор не верят, что это было сделано нами — по их мнению, украинские власти специально наняли пранкеров для того, чтобы подшутить над NYT за статью, которую они опубликовали про Порошенко.
— О какой именно статье идет речь?
— NYT написала о сильной коррупции на Украине. Порошенко ответил, что это часть гибридной войны, которая ведется в стране. Потом он оправдывался, говорил, что его слова не так интерпретировали. В итоге мы решили дать от его лица развернутое интервью относительно тех положений [которые поднимались в этой статье] и ситуации на Украине. Статья получалась очень забавная, смешная — относительно кадровой полиции, коррупционных схем, панамских разоблачений.
— То есть ваш лже-Порошенко прокомментировал ситуацию с офшорами?
— Да, ведь журналисты призывали его платить налоги на Украине, были раздосадованы тем, что он не платит налоги в своей стране.
— И что же вы сказали от лица украинского президента?
— Что бизнес есть бизнес и каждый бизнес ищет самые лучшие способы для оптимизации налогов.
— Предыдущий ваш пранк был про Савченко — в последнее время вы плотно сидите на украинской теме. И дальше будете работать в этом направлении?
— Ну а что поделать, если это будоражит российское общество?
— Наверное, дальше за Яценюка возьметесь — он же в отставку подал, чем не инфоповод?
— Своих идей мы никогда не раскрываем. В дальнейшем у нас будет ток-шоу на НТВ, там все и будет.
Статья, о которой говорил пранкер Лексус, была опубликована в NYT за 1 апреля: по мнению американского издания, Украину охватила новая волна коррупции, и президент страны Петр Порошенко, являясь «продуктом старой системы», не готов с ней бороться. Порошенко назвал статью в The New York Times частью гибридной войны, которая ведется «в том числе через механизмы распространения информации, которые дискредитируют украинское государство». На следующий день Порошенко заявил, что его слова о публикации в газете The New York Times были неверно интерпретированы, добавив, что сам читает это респектабельное издание и уважает позицию его редакционного совета.