Если в начале 2000-х подача иска к монастырю или православному приходу казалась скандальным нонсенсом, то теперь судебные тяжбы со структурами РПЦ стали повседневной обыденностью. При этом, как выяснила «Газета.Ru», количество исков, поданных к структурам РПЦ, за последние пять лет выросло в четыре раза. Так,
если в 2010 году к монастырям и православным приходам в арбитражные суды было подано всего лишь 54 иска, то в 2015 году их было уже 212.
Всего же в картотеке арбитражного суда содержится информация о 2623 делах с участием структур РПЦ. В 1109 арбитражных делах монастыри и православные церковные приходы выступают ответчиками, в 1222 — истцами. В остальных судебных тяжбах, по данным картотеки, РПЦ участвует как третье лицо.
Основной пласт исков к монастырям и православным приходам связан с неплатежами за коммунальные услуги: воду, электроэнергию, газ.
В эту же группу можно включить иски от налоговиков, связанные с платежами в Пенсионный фонд и различных госпошлин и штрафов. Так, в первом квартале 2016 года к структурам РПЦ в арбитраж поступило 58 исков, из них 27 — от коммунальщиков и 10 — от налоговиков. Суммы задолженностей по просрочке составляют от 7 тыс. до 120 тыс. руб. При этом в число злостных неплательщиков, как правило, попадают церкви в отдаленных районах, с малым числом прихожан.
Вторая группа судебных тяжб с участием РПЦ связана со спорами вокруг недвижимости и земельных участков.
При этом с церковниками из-за различных строений судятся даже спортсмены — например, в Саратовской области спортивный клуб «Буревестник» пытается отсудить здание у епархии. Помещения принадлежали спортклубу еще с советских времен, однако в 2012 году спортсменов оттуда стали выселять в связи с возвращением церкви ее сохранившейся дореволюционной собственности.
Между тем
начиная с 2010 года существенно увеличилось число исков от предпринимателей и строительных фирм с требованиями рассчитаться за выполненные работы.
Суммы исковых требований варьируются от нескольких сотен тысяч рублей до сотен миллионов. Например, самый крупный иск к структурам РПЦ за всю новейшую историю России был подан в прошлом году в Арбитражный суд Владимирской области. ООО «Проектный институт «Гипроком» потребовал взыскать с муромского мужского монастыря 292 млн руб. за строительство православной гимназии, попечительский совет которой возглавляет экс-руководитель Счетной палаты Сергей Степашин.
Из материалов арбитражного дела №А11-1922/2015 следует, что в 2013 году компания построила в Муроме здание православной гимназии преподобного Илии Муромца. Заказчиком объекта выступал монастырь, которому сейчас принадлежит здание и представители которого подписывали акты о выполненных работах. Но деньги строителям так и не были перечислены. В свою очередь, представители епархии утверждают, что полностью рассчитались со строителями, а тяжба возникла из-за нечистоплотности руководителя компании, который вывел деньги из фирмы и сейчас находится под следствием.
Иногда судебные тяжбы, связанные с церковью, заканчиваются довольно курьезно. Например,
в прошлом году Нижегородский арбитражный суд обязал местную епархию молиться о здоровье владельцев компании «Эра» и их близких в счет долга в 200 тыс. руб.
Долг возник после того, как церковники не смогли рассчитаться за выполненные строительные работы.
Официальные представители Московского патриархата РПЦ комментировать рост судебных тяжб отказались, заявив, что не обладают статистическими данными арбитражных судов. При этом в разговоре они не исключили, что увеличение судов с участием структур РПЦ связано с возросшей активностью церкви.
«Сейчас продолжается процесс передачи недвижимости церкви, кроме того, стало строиться больше храмов и монастырей,
церковь выступает и как хозяйствующий субъект, а значит, могут и возникать подобные споры с другими хозяйствующими субъектами, — поясняют в Московском патриархате.
— Но чтобы предметно все это обсуждать, нужно разбираться с каждым иском и знать статистику».
Этой же версии придерживается протодиакон РПЦ Андрей Кураев. «Во-первых, сейчас увеличивается число церковных субъектов, которые участвуют в имущественных и правовых отношениях, — поясняет Кураев. — Множится число приходов, монастырей, приходов и т.д. Во-вторых, сказывается отсутствие правовой культуры, огромная неаккуратность ведения бумаг и нежелание чувствовать ответственность. И надо отметить, что некоторые архиереи мало чем отличаются от простых граждан, которые берут кредит, не понимая, что берут чужие деньги, а отдавать придется свои. Чем больше церковь входит в мирские дела, тем больше она сама обмирщается. А значит, обмирщается и ее образ в глазах других людей. И за последние годы
церковь сделала многое для того, чтобы ее воспринимали не как посольство Божие на земле, а как хозяйствующий субъект и общественную организацию, у которой есть свои эгоистические интересы».
Кроме того, по мнению Кураева, свою роль в росте исков к церкви сыграл и экономический кризис. Бизнесмены учатся считать каждую копеечку, и на что несколько лет назад они могли бы закрыть глаза, простить и списать, теперь пытаются взыскивать, потому что эти средства им необходимы для собственного выживания.