Очередная карикатура на трагическое событие в России опубликована на страницах британского сатирического журнала. В очередном номере интернет-еженедельника Vive Charlie появился рисунок, на котором изображена женщина с головой маленькой девочки в руке. При этом героиня карикатуры одета в черный балахон, напоминающий хиджаб, ее взгляд похож на взгляд умалишенного человека, на подбородке — бородавка. В целом героиня рисунка явно скопирована с персонажа Эммы Томпсон из фильма «Моя ужасная няня».
Под рисунком размещена надпись: «Няня Джихади: слушайся или берегись!»
Это также перефразирует слоган фильма «Моя ужасная няня» и фамилию героини (МакФи).
Карикатура имеет очевидную отсылку к трагическим событиям, происшедшим 29 февраля в Москве. Утром в понедельник у станции метро «Октябрьское Поле» была задержана гражданка Узбекистана Гюльчехра Бобокулова, отрезавшая голову ребенку, за которым должна была присматривать. Женщина, одетая в черное, около часа ходила рядом с входом в подземку и размахивала головой девочки. Обезглавленное тело ребенка нашли в квартире на улице Народного Ополчения, в которой няня устроила пожар.
Как сказано на странице журнала Vive Charlie в социальной сети Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), номер, где был опубликован рисунок, уже просмотрели более 48 тыс. читателей.
Издание появилось после расстрела террористами сотрудников редакции французского журнала Charlie Hebdo в Париже в январе 2015 года.
Журнал создали британские сатирики и художники для того, чтобы шутить над известными политиками, звездами спорта и шоу-бизнеса. Также издание публикует карикатуры и юмористические рассказы, посвященные религиозным темам и прочим вопросам.
Скандальную публикацию в Vive Charlie прокомментировала у себя в Facebook председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина. «Шокирующая обложка английского журнала Vive Charlie, где «носители европейских ценностей» позволили себе глумиться над трагически погибшей девочкой, это не просто злая и циничная выходка. Это целенаправленное раскачивание нравственных основ общества, стремление укоренить в сознании людей, что моральное уродство — это нормальная форма самовыражения», — написала депутат. По ее словам, если у европейцев не утрачен нравственный иммунитет, они отторгнут это издание так же, как сильный и здоровый организм избавляется от опухолей и нарывов.
В свою очередь, депутат Ирина Яровая написала, что «когда психически больной человек совершает безумное преступление — это трагедия». В своем посте в сети «ВКонтакте» она называет сотрудников Vive Charlie «сытыми и циничными господами», «провокаторами», обвиняет их в «художественном глумлении над жертвой», «тиражировании уродливых безумств» и «разжигании костра ненависти для новых преступлений».
Карикатура также вызвала неоднозначную реакцию среди интернет-пользователей. Так, упоминается, что «журнал мог бы стать не хуже Charlie Hebdo, если бы постарался», а сам рисунок называется «ужасным». Пользователи также иронизируют, не является ли данная карикатура квинтэссенцией «знаменитого английского юмора».
Между тем сами карикатуристы заявили, что вовсе не планировали смеяться над московской трагедией. Издание отметило, что главной целью было «осветить зверства, которые другие СМИ отказываются освещать».
@radiantguy It's not suppose to be funny. We often cover Islam inspired atrocities, which our media refuses to cover.
— ViveCharlie (@ViveCharlieMag) 4 марта 2016 г.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко считает, что публикация в Vive Charlie связана с тем, что в европейской культуре сегодня нет единых взглядов на многие острые социально-политические проблемы.
«Сегодня европейская культура неоднородна. Если 15–20 лет назад мы могли говорить о консолидированной французской, британской, итальянкой культуре, то сейчас она распалась на ряд фрагментов. Тот фрагмент, олицетворением которого является данная публикация, очень неприятный, он строится на непризнании никаких ценностей. На самом деле, он потакает худшим инстинктам и подстрекает людей на необдуманные действия», — полагает эксперт.
По словам Оленченко, этот
рисунок способствует разжиганию межнациональной вражды и направлен на пропаганду терроризма и экстремизма.
Специалист полагает, что российским политикам не стоит оставлять данный инцидент без внимания, но отметил, что подобные публикации не отражают всех взглядов британского общества. «России надо проговорить, что мы заметили эту карикатуру, но ждем от британцев ее адекватной оценки и реакции большинства британских граждан на нее», — сказал эксперт.
Известный российский журналист и телеведущий Владимир Познер, который долгое время жил за рубежом, полагает, что судить обо всем европейском обществе по этим карикатурам не стоит. «Я не считаю правильным говорить о западном обществе как о чем-то едином. То, что происходит в Англии, это совсем не то, что происходит в Португалии или Финляндии», — отметил он.
По словам телеведущего, Великобритания отличается незыблемым отношением к свободе слова. «Согласно этому принципу
любой человек имеет право выразить свою точку зрения, даже когда она оскорбительна или безобразна.
Это принцип, его можно принимать или не принимать, но он по факту в Великобритании существует. Главный принцип деятельности Vive Charlie в том, что он выступает за свободу мнений, это прописано у них на главной странице. Сегодня в Великобритании никто не будет это ограничивать, хотя я думаю, что подавляющее большинство людей там подобные публикации не приветствуют», — сказал Познер. По его словам, на появление карикатуры не стоит реагировать, чтобы не делать малоизвестному изданию лишний пиар. «Это издание, которое находится где-то на обочине журналистики. Хотя возмущение людей в связи с появлением в интернете этого рисунка мне понятно», — подчеркнул эксперт.
Отметим, что это не первый случай, когда зарубежные издания публикуют карикатуры по мотивам трагических событий с участием российских граждан. Так, в ноябре 2015 года французский журнал Charlie Hebdo выпустил две карикатуры на катастрофу российского самолета А321 над Синайским полуостровом, что вызвало крайне негативную реакцию российского сообщества. Впрочем, тот же Charlie Hebdo публиковал сатирические рисунки и после атаки террористов в Париже в ноябре 2015 года.