Официальной информации об инциденте пока немного. Как сообщил «Газете.Ru» пресс-офицер сектора «М» Александр Киндсфатер, 10 февраля в 7.55 утра на обочине дороги в 600 м от КПП «Марьинка» подорвался на неизвестном взрывном устройстве микроавтобус Volkswagen Transporter с мирными жителями, выезжавшими из Донецка. В результате трое пассажиров погибли на месте, еще один был тяжело ранен. На взрыв выезжала скорая помощь из Марьинки.
«По состоянию на 11.00 известно, что во время взрыва погибли 3 человека, еще один человек — житель Макеевки получил ранения. Его доставили в Кураховскую городскую больницу, но от полученных травм он также скончался», — сообщила пресс-служба прокуратуры Донецкой области.
По неофициальным данным,
микроавтобус пытался объехать по обочине огромную очередь из машин, образовавшуюся с утра.
Для местных жителей в инциденте, при всей его трагичности, нет ничего необычного: мины, объезд очереди и именно микроавтобус Volkswagen Transporter с людьми стали привычными элементами здешней логистики. После введения блокады год назад автобусам запрещено ездить в Донецк и обратно. Можно только легковым машинам «вместимостью до 7 пассажиров». Сразу в «дело» пошли небольшие микроавтобусы.
Мины на обочинах есть на всех блокпостах по обе стороны фронта. После нескольких подрывов пассажиры стараются не бегать по нужде в посадки вдоль дороги. Все делают на виду, прямо на обочине — жизнь дороже. На украинских блокпостах в итоге «Врачи без границ» установили биотуалеты и емкости с водой вдоль той же дороги на Мариуполь. Причем на разделительной полосе.
В ДНР же «Врачи без границ» лишены аккредитации по подозрению в шпионаже.
А Красный Крест работает по обе стороны фронта и имеет специальную программу раздачи ярких табличек «Осторожно! Мины!» для военных всех противоборствующих сторон. Чтобы не жалели указателей и предупреждали всех кого можно.
В Марьинке дорога попроще, поуже и блокпост пожестче — это направление из Донецка в сторону Днепропетровска и Запорожья. «Больших и разрешенных» переходов в Донецкой области четыре (Марьинка, Новотроицкое, Гнутово и Зайцево), а в Луганской переход всего один, а еще один обещают открыть в ближайшее время. Закрытие любого из направлений вызывает большие очереди на других.
После атаки на Марьинку в июне 2015 года КПП «Марьинка» был закрыт украинской стороной.
Огромные очереди выстраивались на КПП «Новотроицкое» по дороге в объезд через Волноваху. Потом был небольшой «светлый» промежуток с открытием Марьинки. А 3 февраля, после обстрелов Зайцево, решением главы военно-гражданской администрации Донецкой области Павла Жебривського был закрыт переход в районе Зайцево — Майорска. Через него шел поток людей на север области — в Константиновку, Артемовск, Славянск.
Этот поток сразу перенаправился на Марьинку.
Нужно понимать, что в Константиновке конечный пункт остановки бывших донецких поездов, поэтому люди, выезжающие из Донецкой области на Киев, Львов и Харьков, массово двигаются сюда. А тут лишних полторы сотни километров в объезд и очередь на километры. Микроавтобус с людьми наехал на мину, объезжая очередь за 600 м до блокпоста. Сколько же он успел проехать?
На всех блокпостах Донбасса две очереди — обычная и «льготная».
Во второй — машины с детьми и инвалидами, ей часто пользуются ушлые таксисты. За 50–100 грн (140–300 руб.) проскакивают без очереди на всех блокпостах. В данном случае или «льготная» очередь была велика, или водитель был слишком бесшабашный.
Теперь и спросить толком не у кого.