— Роман Менделевич, что же происходит сейчас за окном? Почему там так тепло?
— Я бы так пошутил: в Заполярье наблюдаются тропические циклоны. Это, конечно, преувеличение, но не полностью. Вы, наверное, знаете, есть такое понятие — тропический циклон. Это область низкого давления в субэкваториальных тропических зонах. В таком циклоне сосредоточено много энергии, а давление в центре очень низкое. Так вот, сейчас в Атлантике создаются условия, когда формируются циклоны с давлением таким же низким, как в тропических. Они перемещаются в северных акваториях через Норвежское, Северное моря. И центр этих циклонов сейчас в Северном Ледовитом океане между Щпицбергеном и северной оконечностью Скандинавии. Давление там такое же низкое, как у тропического циклона, а площадь влияния в 10 раз больше — до 40 градусов северной широты (Москва находится на 55 градусах с.ш. — «Газета.Ru»). По южной его периферии с огромной скоростью перемещаются воздушные массы из Атлантики. И скорость их такова, что они не успевают трансформироваться над континентом. Над Атлантикой температура +8…+10°С. Эти воздушные массы прогреваются Гольфстримом, идут над теплой Западной Европой и доходят до нас с температурой 0…+5°С.
Вот это главная причина, почему над российской территорией очень высокая температура, превышающая усредненные многолетние значения на 10–12 градусов.
— Невероятно! Видимо, редкое явление?
— Очень редкое. Все-таки крайне редко бывает, чтобы давление в циклонах умеренных широт составляло 950 гПа (712 мм рт. ст.). Это очень низкое давление. Оно нечасто бывает и в тропических широтах, а тут наблюдается даже в северных широтах.
Кстати говоря, неприятность погоды заключается в том, что суточные колебания происходят около нулевой отметки — то идут осадки в виде снега, то все тает. Плюс сильные порывы ветра. В центре Европейской России – до 10–15 м/с. В Северо-Западном федеральном регионе, в Поволжье, на юге России — до 15–20 м/с. При таких порывах ветра вода моментально становится льдом.
— Вы сами не пострадали от гололеда?
— Я не пострадал, но видел очень много людей, которые оскальзывались. Недавно ряд наших специалистов перемещались по льду на 300 метров до метро. Это было очень чуднО, но никто, к счастью, не упал. Это огромная проблема. При такой температуре, как сейчас, всегда бывает гололедица. Я, кстати, всегда обращаю внимание, что нужно прогнозировать гололедицу не только на проезжей части. На тротуарах не меньшая гололедица.
— А вы слышали мнение горожан, что тротуарная плитка покрывается льдом лучше, чем асфальт? Что вы думаете об этом?
— Тут мне сложно ответить. Хотя вполне возможно, что плитка более опасна при гололедице. Я не исключаю такого, но это нужно промоделировать, чтобы сделать точный вывод.
— Хорошо. Сколько нам предстоит наслаждаться такой внезапной оттепелью?
— До конца декады февраля каких-либо изменений не видно. Траектории циклонов пока что не меняются.
Сейчас есть еще один необычный факт, связанный с погодой. В это время года над азиатской территорией страны правит бал восточносибирский антициклон.
Но последние три недели его центр сдвинулся на Монголию и даже продолжает перемещаться в сторону Китая.
Поэтому над азиатской территорией России нет области повышенного давления. И теплые воздушные массы, достигающие европейской части страны, переходят через Урал. Это бывает нечасто, но в этом году уже второй раз мы наблюдаем. Первый раз подобное было в декабре. Температура воздуха над азиатской частью России сейчас превышает норму на 12–18 градусов. То есть эти отклонения еще более значимые, чем на европейской территории. В Красноярском крае сегодня температура отличается от нормы на 20 градусов. Там должно быть -35°С, а тут — -15°С. Но это отклонение не так остро воспринимается, как в Москве, потому что там нет дождя.
— Чем можно объяснить такие редкие явления — северные циклоны с признаками тропических, сдвиги зимних антициклонов?
— Объяснение этому процессу существует. В этом году наблюдается положительная фаза североатлантического колебания. Его суть, если отбросить сложности, в разности давления между азорским антициклоном и исландским циклоном. Эти два атмосферных образования существуют всегда.
Но в этом году над Исландией давление существенно ниже, чем обычно, а над Азорскими островами давление существенно выше, чем обычно.
При такой ситуации развивается зональный перенос теплых воздушных масс вдоль круга широты. Но это одно из объяснений. Так что моделирование процессов в Арктике — это одна из важнейших задач для ученых в области метеорологии и океанологии. Это нужно анализировать, воспроизводить в моделях — адекватно описывать эти процессы дифференциальными уравнениями в частных производных. Чем, собственно, и занимаются ученые.