Сенсационные подробности теракта открылись вместе с выходом глянцевого журнала Dabiq — периодического издания «Исламского государства (организация запрещена в России)». Это уже 12-й по счету выпуск, который называется Just terror — «просто ужас» или «справедливый террор» (очевидно, подразумевалась игра слов). Новый номер издания практически целиком посвящен атакам на Францию и Россию, которые ИГ преподносит как акции устрашения.
Как следует из публикаций в журнале, изначально боевики ИГ собирались взорвать лайнер кого-то из «возглавляемой США западной коалиции» (имеется в виду коалиция, наносящая удары по ИГ в Ираке и Сирии). Однако выбрали целью российский самолет после того, как Москва начала проводить авиаудары по их позициям в Сирии.
В материале рассказывается и о том, что представитель ИГ нашел способ обойти систему безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха и тайно пронес бомбу на борт самолета.
Также на одной из страниц журнала ИГ публикует и фотографию якобы той самой бомбы —
в качестве оболочки для взрывного устройства послужила баночка из-под лимонада Schweppes. Именно эта бомба, если верить сообщению ИГ, привела к появлению найденного ранее следователями в корпусе A321 отверстия метрового диаметра.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что в Кремле знакомы с публикацией фотографии. На вопрос прессы, будут ли изучать фотографию спецслужбы, Песков сообщил, что силовики будут делать все необходимое для установления и поимки ответственных за теракт.
«Газета.Ru» обратилась к экспертам с просьбой оценить достоверность фотографии, размещенной в Dabiq. Экс-директор НИИ Министерства обороны РФ генерал-майор Виктор Поплавский говорит, что устройство действительно могло быть бомбой, приведшей к крушению лайнера.
«На фотографии запечатлено совершенно реальное взрывное устройство, которое способно было привести к такому мощному взрыву», — говорит Виктор Поплавский.
По мнению эксперта, в банке находилось примерно 300 г взрывчатого вещества.
«Оно очень мощное, объема банки было достаточно, чтобы развалить все, и в том числе нанести такие разрушения самолету», — продолжает Поплавский.
Датчиков, чтобы определить наличие такого устройства в багаже, по словам Поплавского, в мире пока не существует.
«Само взрывчатое вещество, имеющее определенный запах и другие характеристики, могут определить только собаки.
Газоанализаторы (измерительные приборы, позволяющие бесконтактно определить следы взрывчатых или наркотических веществ на одежде или в вещах пассажира. — «Газета.Ru») — несовершенная попытка повторить механизм работы собачьего носа, — пояснил эксперт.
— Чтобы уловить наличие взрывчатки техникой, надо выполнить массу условий: требуется замкнутое пространство, большая масса взрывчатого вещества и так далее. Так что никого лучше собак для поиска взрывчатки нет. Почему собак не было в аэропорту – не знаю. Обычно, когда объявляется высокая террористическая опасность, должны быть приняты все возможные меры безопасности, включая и привлечение собак».
Ранее читатель «Газеты.Ru», возвращавшийся из Шарм-эль-Шейха в Москву через неделю после теракта, сообщил, что весь багаж пассажиров сотрудники аэропорта раскладывали прямо перед самолетами и дважды проверяли каждый чемодан с собаками. Работали ли египетские кинологи с багажом до теракта — неизвестно.
Накануне ФСБ подтвердила теракт на борту разбившегося лайнера A321. Во вторник глава ФСБ Александр Бортников заявил, что исследование личных вещей и элементов самолета, а также экспертиза выявили следы взрывчатого вещества.
«По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего
произошло «разваливание» самолета в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолета на большом расстоянии», — заявил Бортников.
Крушение авиалайнера A321 в Египте стало крупнейшим по числу жертв терактом против граждан России с 2004 года, когда была захвачена школа в Беслане. В результате крушения самолета, летевшего из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, погибли 224 человека. При захвате террористами бесланской школы в 2004 году погибли 334 человека.
Кроме того, крушение российского самолета стало крупнейшим терактом, связанным с авиацией, начиная с 11 сентября 2001 года, когда в результате действий террористов в США погибли порядка 3 тыс. человек.