Предложенный Минобороны законопроект разрешит военнослужащим заключать контракт на срок от шести месяцев до года, в то время как сейчас минимальный срок контракта, прописанный в законе, составляет три года.
«Законопроектом предусматривается… предоставить право на заключение контрактов о прохождении военной службы на срок от шести месяцев до одного года военнослужащим по призыву… для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также походах кораблей», — говорится в кратком описании законопроекта, который в настоящий момент доступен на официальной площадке для размещения законопроектов «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов».
В проекте закона указывается, что заключение контракта на срок от шести месяцев до года будет предусмотрено только в период чрезвычайных обстоятельств, таких как
ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения и восстановления конституционного порядка.
При этом законопроект на сайте не сопровождается пояснительной запиской или иными документами. «Газета.Ru» обратилась за разъяснениями в профильный комитет Госдумы по обороне, однако там оказались не в курсе инициативы.
«Я не слышал о законопроекте, видимо, Минобороны воспользовалось своим правом законотворческой инициативы, — сообщил первый зампред комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев. — Поэтому пока не можем прокомментировать, поскольку не знакомы с текстом».
Однако с инициативой оказался знаком первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
«Это касается военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях, а не всех военнослужащих вообще, — сообщил сенатор. — Обычным военнослужащим минимальный срок законом установлен на три года.
Этот документ связан с социальными вопросами: с тем, чтобы была ротация военнослужащих, привлеченных к контртеррористическим операциям.
Пока в Думу документ не внесли, хотя этот документ достаточно важен, и думаю, что его рассмотрят быстро».
Клинцевич отметил, что
данный документ может быть связан в том числе и с операцией в Сирии.
«Он может быть связан и с этим тоже. Еще неизвестно, где контртеррористические операции возникнут и сколько по времени они продлятся. Необходимо предусмотреть ротацию в зависимости от ситуации. Этот документ даст военным возможность решать эти вопросы», — сказал политик. Он отметил, что контракт на шесть месяцев или год смогут заключать и призывники, однако только после того, как пройдут срочную службу.
На Федеральном портале проектов и нормативных правовых актов указано, что в настоящее время только начались общественные обсуждения документа и что продлятся они до 16 ноября 2015 года. Также говорится, что
предполагаемый срок вступления законопроекта в силу — август 2016 года.
В Минобороны РФ, куда «Газета.Ru» обратилась за комментарием, ответили, что оперативно предоставить его не смогут.
Председатель Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова, входящая в общественный совет при Минобороны, раскритиковала грядущее нововведение:
«У нас сейчас есть положение, по которому Минобороны комплектуется военнослужащими-контрактниками. Там описаны все процедуры и сроки контрактов. Кроме того, сроки службы по контракту прописаны в «Законе о статусе военнослужащих» и законе «О воинской обязанности и военной службе». По каждому из этих контрактов государство несет определенные социальные обязательства.
А какие обязательства оно будет нести в случае полугодового контракта? Я не понимаю», — говорит правозащитница.
«Я уверена, что правительство даст отрицательный отзыв на этот документ», — сказала глава Комитета солдатских матерей.
Военный историк Борис Юлин уверен, что предлагаемые новшества могут окончательно закрепить введение в России контрактной армии, которую можно будет использовать для разных целей, в том числе – внутри России.
«Наемная армия появилась очень давно – еще до нашей эры. Призывная армия — в эпоху Великой французской революции, и в тот момент она была более эффективной формой. В США же переход от призывной армии к наемной был осуществлен в ходе войны во Вьетнаме», — напоминает Юлин. После нововведений, предлагаемых Минобороны, государство получит возможность набирать людей для участия в горячих точках в срочном порядке на короткое время. «Призывникам поставить подобные задачи гораздо тяжелее», — констатирует он.