Неприметный четырехэтажный дом на Лермонтовском проспекте. В одной из квартир за последние две недели побывали десятки журналистов, сотрудников полиции, УФМС. Вход в эту квартиру отдельный, с торца. Четыре ступеньки и рядом зарешеченное окно, в котором горит свет. Через щель в двери видны тени: кто-то услышал стук и подошел. Дверь нехотя открывают. На пороге стоят двое: Рустам и Макхам, оба босиком. Оба невысокого роста, Макхам постарше, ему лет 40, Рустаму — 27. Одеты в неприметную темную одежду, волосы короткие, темные. У Рустама борода. Он не настроен разговаривать.
«К нам уже многие приходили. Журналисты приходили. Пишут, что мы чуть ли не в подвале живем, в ужасных условиях. Без представителя комментарии не даем теперь», — Рустам уходит. Макхам объясняет, что сейчас им всем нелегко.
«Мы только что из следственного комитета вернулись. Очень устали, — говорит Макхам. — Все эти дни к нам постоянно кто-нибудь приходил.
Вы поймите отца: он ребенка потерял».
За его спиной появляется еще несколько человек: всем интересно, кто же пришел на этот раз.
К себе в квартиру они теперь никого не пускают. Но, даже стоя на пороге, не складывается впечатление, что семья живет в плохих условиях: свет и тепло есть. За продуктами Назаровы ходят в ближайший супермаркет.
Все они – родственники Умарали Назарова, скончавшегося в ночь на 14 октября в Центре медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенка забрали у матери, Зарины Юнусовой, сотрудники УФМС, пришедшие к ним с проверкой. С документами оказалось не все в порядке, поэтому,
пока суд выдвигал обвинения, ребенка отвезли в больницу, где он и умер. По предварительной версии, от острой респираторной вирусной инфекции.
В пресс-службе уполномоченного по правам ребенка, как и в УФМС, отказались комментировать произошедшее, пока идет следствие.
К делу подключается Минздрав
Глава Минздрава Вероника Скворцова поручила Росздравнадзору проверить обстоятельства смерти пятимесячного ребенка в Санкт-Петербурге. «Насколько мне известно, следственными органами в Санкт-Петербурге такие проверки проводились, но я дала поручение Росздравнадзору, чтобы Росздравнадзор, его территориальное петербургское подразделение, отдельно провели проверку по всем случаям уже с точки зрения ухода, медицинского сопровождения этого ребенка: что там произошло и насколько соблюдалась или не соблюдалась нормативная база», — заявила Скворцова.
Ранее по факту смерти ребенка граждан Таджикистана
следственным отделом по Невскому району Главного следственного управления СКР по Санкт-Петербургу было возбуждено уголовное дело.
Как сообщает пресс-служба СКР Санкт-Петербурга, по результатам проведения доследственной проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).
Из материалов уголовного дела следует, что 13 октября 2015 года сотрудниками УФМС РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в расселенном доме 5 по Лермонтовскому проспекту, вместе с родственниками, гражданами Таджикистана, был обнаружен пятимесячный ребенок, после чего сотрудниками УФМС были вызваны полицейские. Они задержали мать ребенка Зарину Юнусовой и брата ее мужа, 17-летнего Далера Назарова.
«Мужчина и женщина с ребенком были доставлены в 1 отдел полиции УМВД по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга, откуда
мальчик врачами скорой помощи был перемещен в Центр медицинской и социальной реабилитации детей,
оставшихся без попечения родителей, им. В.В. Цимбалина. 14 октября 2015 года в 00 часов 30 минут мальчик скончался, по предварительным данным от острой респираторной вирусной инфекции», — говорится в официальном сообщении СК.
Кроме того, следственным отделом по Адмиралтейскому району Главного следственного управления СКР по Санкт-Петербургу проводится доследственная проверка в отношении лиц, имеющих отношение к изъятию ребенка у родителей и доставлению его в указанный медицинский центр.
Сотрудниками полиции проводится доследственная проверка в отношении родителей умершего мальчика, в действиях которых усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
По заверениям задержанных — Далера и Зарины, накануне гибели малыш был здоров.
Ребенка, который нуждался в уходе, просто отобрали у матери, даже не сказав, куда его собираются отвезти.
Самих же Назарова и Юнусову полицейские отвели в судебный участок. Где через пять часов суд вынес постановление об их выдворении из страны. После суда Юнусова пошла в полицию, но сотрудники отдела отказались с ней общаться. После того как поиски не дали результатов, Юнусова вернулась домой. Утром 14 октября ей позвонили и сообщили, что ее сын скончался.
За ребенка встал Таджикистан
Смерть малыша вызвала большой общественный резонанс. Более сотни мигрантов из Таджикистана вышли к консульству Таджикистана в Петербурге. Они требовали объективного расследования трагедии. Сейчас у таджикского консульства в Санкт-Петербурге лежат цветы и игрушки, а общественники устраивают у здания одиночные пикеты. Председатель комиссии по образованию, культуре и науке законодательного собрания Петербурга Максим Резник предложил вызвать в заксобрание главу регионального ГУ МВД Сергея Умнова в связи с гибелью пятимесячного таджикского мальчика.
Однако Совет фракций заксобрания отказался поддержать эту инициативу.
Между тем посольство Таджикистана в России направило ноту в МИД РФ, где просит направить данную информацию в компетентные органы Российской Федерации в целях проведения объективного расследования по указанному факту и проинформировать посольство о его результатах.
«В ответ на эту ноту, 17 октября в адрес таджикского Посольства в Москве поступила нота МИД России, в которой, в частности, говорится: «Обращение Посольства воспринято со всей серьезностью. Выражаются самые искренние соболезнования родителям Умарали Назарова и всем тем, кто скорбит вместе с ними в эти трагические дни. Для выяснения всех обстоятельств случившегося были незамедлительно направлены соответствующие запросы в МВД, ФМС, Минздрав и Генпрокуратуру России.
О всех аспектах расследования таджикская сторона будет оперативно информирована», — говорится в официальном сообщении посольства.
По словам представителей посольства, по поручению посла в Санкт-Петербург были направлены сотрудники посольства для установления контактов со следственными органами и оказания необходимого содействия семье погибшего ребенка. Посольство надеется, что расследование инцидента будет проводиться объективно и беспристрастно.
«Я не могу без слез говорить об этой трагедии, — говорит руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева. — Полицейские периодически забирают детей из семей мигрантов. Как правило, если мать оказывается нелегалкой. Но ведь это же не преступление. И забирать ребенка до суда, в силу инструкций, неправильно. Может быть, хотя бы смерть мальчика заставит задуматься и изменить инструкцию».