Скандал разгорелся в Болгарии из-за желания министерства обороны этой страны не продлевать контракт с Россией на обслуживание своих истребителей МиГ-29, срок действия которого истек в сентябре 2015 года. Болгарский министр обороны Николай Ненчев заявил, что
София намерена ремонтировать самолеты в Польше.
После этого Болгария достигла с Варшавой соглашения на ремонт восьми двигателей для истребителей МиГ-29. Условия соглашения предусматривают в последующем починку польской стороной еще двух болгарских машин.
Ненчев заявил местному агентству Sofia News, что контракт с польской стороной позволит сэкономить болгарскому государству 24 млн левов (более €12 млн). По его словам, польские ремонтники требуют за починку каждого МиГ-29 €1,2 млн, что на €600 тыс. меньше, чем за такие же работы, осуществленные специалистами Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ».
Вслед за этим болгарские СМИ сообщили о том, что
главнокомандующий ВВС Болгарии генерал Румен Радев подал рапорт об отставке.
В качестве одной из причин офицер назвал то обстоятельство, что при его руководстве военной авиацией «не исполнены и остаются неясными сроки заключения договора на ремонт самолетов МиГ-29».
Впрочем, по информации местного телеканала «Вести», после разговора с премьером страны Бойко Борисовым главком ВВС отказался увольняться, а его рапорт «пока будет находиться в болгарском минобороны».
Тем временем в РСК «МиГ» резко негативно отреагировали на попытку Софии заключить соглашение с польской стороной. По информации газеты «Стандарт», генеральный директор этой компании Сергей Коротков направил главе комиссии по обороне народного собрания Болгарии Михаилу Микову письмо, в котором упомянул, что
Польша не имеет лицензии на ремонт МиГ-29,
а российская компания не будет поставлять польской стороне комплектующие к истребителям, если она согласится ремонтировать болгарские самолеты.
«Российская сторона не предоставляла Польше лицензии и актуализированной технической документации для выполнения ремонтных работ на двигателях этих самолетов. Это означает, что в случае, если подобный ремонт болгарских «МиГов» будет произведен, РСК «МиГ» прекратит дальнейшее исполнение договорных отношений по поддержке и эксплуатации этих самолетов», — отмечено в письме главы компании.
<1>По сообщению интернет-издания Aviation Explorer, посвященного проблемам авиации, в РСК «МиГ» также уточнили, что стоимость ремонта каждого из 14 болгарских МиГ-29, который может осуществить российская сторона, составит €1 050 650, то есть не больше, чем требует за аналогичный вид услуг Варшава.
Между тем в парламенте Болгарии развернулась жаркая дискуссия по вопросу ситуации с починкой МиГ-29. Член партии «Реформаторской блок» Гроздан Кораджов заявил, что польская сторона уже официально подписала договор и кабинет министров Болгарии должен разрешить главе местного оборонного ведомства Ненчеву сделать то же самое. Однако с ним были солидарны далеко не все парламентарии.
Так, член партии «Левая Болгария» Атанас Мерджанов предупредил законодателей, что поскольку Польша не получала лицензии на техническое обслуживание МиГ-29 от российской стороны, то она имеет право ремонтировать только свои истребители. «Если мы завершим сделку с поляками, нас может ждать длительная судебная тяжба с Россией», — уверен представитель левых.
Болгария вошла в НАТО с 2004 году. Однако у этой страны есть на вооружении большое количество образцов военной техники советского производства. В это число входят истребители Миг-21 и Миг-29, штурмовики Су-25, вертолеты Ми-24 и Ми-17, танки Т-72, бронетранспортеры БТР-60 и БРДМ-2, ракетные комплексы «Точка».
Болгарская Республика не единственный член Североатлантического альянса, армия которого в значительной степени оснащена оружием, созданным в СССР. «Российская и советская военная техника находится на вооружении ряда стран Восточной, Юго-Восточной, Центральной Европы, Греции и Турции», — сообщил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы «Рособоронэкспорта» Вячеслав Давиденко. По его словам, российские компании осуществляют обслуживание образцов этой техники на основе ранее заключенных договоров.
«Рособоронэкспорт» не получал уведомлений о намерении отказаться от обслуживания российской военной техники»,
— отметил Давиденко. Согласно данным из открытых источников, значительное количество военной техники отечественного производства на сегодняшний день имеют Польша, Чехия, Словакия, Румыния и Венгрия.
«Технически отремонтировать эти образцы вооружения могут многие из этих стран. Другое дело, что тогда они лишатся гарантии завода-производителя на свои боевые машины. Кроме того, здесь неизбежно встанет вопрос о комплектующих, которые зачастую производятся только в России», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» военный историк и эксперт Алексей Ардашев. По его словам, зачастую запчасти к советским танкам и БТР, истребителям и вертолетам рад стран НАТО закупали на Украине, которая снимала эти агрегаты со своей техники, находящейся в госрезерве.
«В результате когда началась война уже на самой Украине, то множество единиц техники этой страны стояло без двигателей, шасси, других узлов и агрегатов, так как ранее их поставили за рубеж. И выяснилось, что воевать Киеву в Донбассе просто нечем. Одно дело — проводить парад перед президентом, а другое — вести боевые действия», — сказал он. По словам Ардашева, прямых экономических потерь российские производители оружия в случае отказа ряда стран Европы от продления контрактов на обслуживание техники не понесут.
Их ждет только упущенная выгода.
«Россия потеряла значительную долю рынка ремонта военной техники уже давно — после распада СССР. Дело в том, что Польша и Чехия производили ряд советских танков и БТР по лицензии и сами же производили запчасти к ним. Многие бывшие члены Варшавского договора подписывали соглашения на ремонт своих образцов вооружения с Украиной, Белоруссией или Грузией, где остались предприятия по обслуживанию боевых машин еще с советских времен. Периодически в связи с этим возникали скандалы. Например, недавно украинская сторона не успела вовремя отремонтировать истребители МиГ-21 для ВВС Хорватии», — в свою очередь, заявил военный экономист, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Высшей школы экономики Василий Кашин.
По его словам, в Грузии есть завод по ремонту и производству штурмовиков Су-25, а Украина и Белоруссия и вовсе имеют ряд мощных предприятий по обслуживанию военной техники. «Так что сейчас, после введения санкций против российской оборонной промышленности, эти страны вправе рассчитывать на некоторое расширение своей доли на этом рынке. Нашим компания, конечно, это не нравится, но помешать этому у нас не слишком много возможностей», — сказал эксперт.
При этом он подчеркнул, что глубокого передела ситуации на рынке обслуживания систем вооружений не произойдет, порядок вещей, сложившийся после 1991 года, в целом не изменится. «Военную технику, произведенную уже после распада СССР, мы в страны Североатлантического альянса не поставляем. Государства, которые покупают у нас новые системы вооружения, естественно, будут обслуживать их у российских компаний», — сказал Кашин.