О возобновлении дела Романовых сообщил вечером в среду представитель СК Владимир Маркин. Как поясняет Маркин, расследование уже не раз возобновлялось и приостанавливалось.
«Данное уголовное дело было возбуждено в 1993 году в связи с обнаружением группового захоронения в окрестностях Екатеринбурга, — сообщает Маркин. — В ходе работы по идентификации останков следствие пришло к выводу, что они принадлежат расстрелянным в ночь с 16 на 17 июля 1918 года членам Российского императорского дома – бывшему российскому императору Николаю II (Николаю Александровичу Романову), императрице Александре Федоровне Романовой, их детям – великим княжнам Ольге Николаевне Романовой, Татьяне Николаевне Романовой и Анастасии Николаевне Романовой, а также лицам из свиты: лейб-медику Евгению Боткину, домашней девушке Анне Демидовой, повару Ивану Харитонову и лакею Алексею Труппу.
После этого в 1998 году уголовное дело было прекращено в связи со смертью лиц, совершивших преступление».
Спустя почти 15 лет, летом 2007 года, археологи искали останки цесаревича Алексея Николаевича Романова и великой княжны Марии Николаевны Романовой. К югу от места обнаружения всех остальных членов семьи нашли фрагменты костей и зубы двух неизвестных, женщины и ребенка, с признаками воздействия высокой температуры. Следствие вновь пришлось возобновить.
«Проведенными экспертными исследованиями и другими материалами уголовного дела установлено, что останки из захоронения принадлежат детям российского императора Николая II — Алексею Николаевичу Романову и Марии Николаевне Романовой, — вспоминает Маркин. — После этого было вновь принято решение о прекращении уголовного дела».
Вновь о деле Романовых заговорили уже этим летом. По просьбе РПЦ
в июле 2015 года премьер Дмитрий Медведев создал межведомственную группу, которая должна была дополнительно исследовать останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовых и решить вопрос с их захоронением.
Там и родилось предложение изучить объекты, которые ранее были недоступны следствию, — останки сестры императрицы, великой княгини Елизаветы Федоровны, находящиеся в Иерусалиме, и образцы крови деда императора Николая II — императора Александра II, погибшего во время террористического акта в 1881 году, — которые находятся на его мундире.
В рамках нового исследования сыщикам придется эксгумировать останки императора Николая II (Романова) и императрицы Александры Федоровны (Романовой) в Петропавловском соборе городе Санкт-Петербурга, чем они занялись уже вечером в среду.
«Кроме того,
в задачу следствия входит изучение архивных материалов, обнаруженных после 2011 года и связанных с «белогвардейским» следствием, проводившимся в 1918–1924 годах,
а также с судьбой вещественных доказательств по данному уголовному делу», — заявил Владимир Маркин.
Адвокат Российского императорского дома Герман Лукьянов уже сообщил, что глава дома великая княгиня Мария Владимировна не против происходящего.
«Церковь поставила вопросы о том, из каких элементов скелетов брались пробы, — сообщил Лукьянов в беседе с РСН. — Известно, что есть сомнения в подлинности и целостности скелетов, исследовалась ли целостность скелетов, и многие другие вопросы. Великая княгиня Мария Владимировна (Романова, глава Российского императорского дома. – «Газета.Ru») надеется, что исследование будет носить научный характер и на вопросы, которые поставила церковь, будут даны полные и ясные ответы».
Расстрел царской семьи был осуществлен в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года по решению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавляемого большевиками. До сих пор предметом исторических споров являются детали произошедшего — было ли решение принято в Москве, намеревались ли большевики расстреливать всю семью, и так далее.