Пассажирам московского метро больше не надо судорожно выискивать ближайшую «синюю кабинку» или ресторан быстрого питания. На станции «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии открылся первый общественный туалет. Владельцы карты «Тройка» могут воспользоваться туалетом бесплатно. Появится ли такая возможность для владельцев проездных «Единый» или «90 минут» — пока непонятно.
Руководство подземки заявляет, что временный санузел был разработан компанией-подрядчиком специально для станций московского метро. «Мобильная кабина является автономным объектом, в котором проектировщики совместили энергосберегающие, гипоаллергенные и вакуумные технологии. В проекте были также учтены требования к повышенной шумо-, звуко- и виброизоляции и соблюдены все санитарно-гигиенические требования», — отметили в пресс-службе метрополитена.
В самой кабинке, рассчитанной на одного человека, есть вакуумный унитаз, рукомойник и сушилка. Водопровод для его работы не требуется — его заменяют несколько баков по 60 литров, рассчитанные на 150 посещений. Если срабатывают датчики забытых вещей или обнаруживается неисправность оборудования, то подается специальный сигнал в диспетчерский пункт и модуль блокируется.
Время посещения туалета ограничивается 15 минутами.
После этого времени двери автоматически снимают блокировку. Правда, на практике корреспондент «Газеты.Ru» столкнулся с некоторыми сложностями. К моменту, когда он подошел к кабине туалета, перед ним столпилась очередь в несколько человек — часть просто любопытствующих, а некоторых по нужде. На двери попеременно загорается то «Занято» по-русски, то «Occupied» по-английски.
«Там никого нет, я точно знаю, — уверенно заявляет один из ожидающих. — Кто-то просто открыл дверь, посмотрел, а потом прикрыл, не заходя внутрь. А туалету кажется, что внутри кто-то есть».
При этом на прикладывание «Тройки» дверь не реагирует. Выход из ситуации появляется вместе со специально приставленным к слишком умному туалету дежурным.
Вздыхая, он открывает спецкартой дверь и сетует на то, что это уже не первый раз за сегодня.
«Если открыть и закрыть дверь, а не открывать ее изнутри нажатием кнопки, как если бы человек зашел и сделал все свои дела, то туалет сигнализирует «Занято», — поясняет он.
По словам дежурного, у москвичей кабинка вызвала массу эмоций и жгучий интерес.
«Его как установили, так уже толпы людей успели воспользоваться, — говорит он. — Фотографируют, заходят и уж как минимум рассматривают, проходя мимо. И знаете, что самое удивительное? Никто там еще ничего не испортил внутри. Пользуются довольно аккуратно».
Внутри и впрямь очень пристойно для общественного туалета. Никакого характерного запаха, очень чисто и просторно. Больше всего туалет напоминает WC-кабинку самолета — тот же функционал и даже расцветка интерьера в бежевых тонах, но пространства гораздо больше. И автоматика совершеннее — мойка и сушка рук объединены в один автоматический процесс: подача мыла, воды, а затем включение сушилки.
На стенах куча наклеек с просьбой не сорить, не курить и следовать правилам пользования туалетом.
По словам первого заместителя начальника подземки Юрия Дегтярева, пока проект пилотный. «Уже к концу года будут наработаны результаты, и мы сможем четко ответить на вопрос, есть ли техническая возможность, целесообразно ли, безопасно ли организовывать такие же туалеты и на других станциях», — заявлял он журналистам ранее.
Примечательно, что
еще в феврале 2015 года столичные власти утверждали, что никаких туалетов для пассажиров в метро делать не будут.
Это связано с тем, что коммуникации метрополитена не выдержат таких нагрузок: «комнаты уединения» в подземке есть, но предназначены они только для сотрудников, а находятся, как правило, в тоннелях — и пускать туда пассажиров попросту небезопасно.
Изначально туалеты на платформах, которыми могли бы воспользоваться пассажиры, не предусматривались, потому что линии были короткими, а дальность поездки — небольшой. В то время как санитарно-гигиенические правила предусматривают устройство туалетов для пассажиров в метро только в том случае, если поездка по времени превышает 60 минут.
«Сегодня метро на отдельных участках и так работает на пределе возможностей или даже превышает их,
открытие туалетов будет притягивать новых людей»,
— сказал тогда глава департамента строительства Андрей Бочкарев. По его словам, их необходимо строить рядом со станциями метро.
Чиновник добавил, что и на новых станциях, где можно рассчитать нагрузку на коммуникации, туалетов делать не планируется, так как «экономическая необходимость в этом отсутствует». В то же время именно «туалеты» были одним из самых популярных пожеланий при модернизации подземки, свидетельствуют результаты опроса «Метро открытых дверей», который проводился в середине августа.
Стоит отметить, что туалеты есть во многих метрополитенах мира. Так, в Лондоне есть отдельные туалеты для мужчин, женщин, инвалидов, а также пеленальные комнаты для младенцев. В метрополитенах Сиднея, Гонконга, Дели, Сингапура, Пекина и Нью-Йорка бесплатные общественные туалеты расположены на каждой станции: либо на платформе, либо в переходах по направлению к выходу, либо в кассовом зале. Платной данная услуга является только в брюссельском и пражском метро. Например, посещение туалета в метрополитене Праги стоит 5 крон (около 13 руб.).