В суд Южно-Сахалинска поступили оригиналы жалоб президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова и прокуратуры по делу о признании книги «Мольба к Богу: ее значение и место в исламе» экстремистской. «Официальная жалоба поступила, она передана для работы судье», — сообщили «Газете.Ru» в приемной городского суда.
На документе должна стоять личная подпись Кадырова.
Ранее в суд поступила электронная версия жалобы, без подписи.
Теперь суд ждет возможных возражений участников процесса. Если все будет соответствовать закону, то в течение 30 дней — таков срок на обжалование — жалоба вместе с материалами дела будет передана для рассмотрения в вышестоящий апелляционный суд. Дело будет рассматривать Сахалинский областной суд.
Это уже вторая жалоба на решение судьи Натальи Перченко. Ранее свое недовольство высказали представители прокуратуры, которые и выступили первоначально инициаторами рассмотрения текста книги «Мольба к Богу». «Из прокуратуры Южно-Сахалинска пришла апелляционная жалоба в пятницу вечером.
Есть нюансы: в прокуратуре считают, что они просили суд признать экстремистским только мнение автора этой книги, а не аяты из Корана.
По мнению прокуратуры, судья приняла неправильное решение», — рассказал «Интерфаксу» председатель горсуда Александр Чухрай.
Заявление некоторых депутатов о необходимости проверить горсуд на возможное сотрудничество с иностранными спецслужбами и ИГИЛ (организация, официально запрещенная в России. — «Газета.Ru») Чухрай назвал глупостью. «Пускай сами комментируют такие глупости», — сказал он.
Напомним, что накануне депутат Саралиев направил запрос в Следственный комитет и прокуратуру РФ с просьбой «проверить всю цепочку людей, подготовивших такое решение суда, на предмет их сотрудничества со спецслужбами Японии, США, западноевропейскими странами, а также на предмет их связи с ИГИЛ». По убеждению депутата, судья Перченко своим решением хотела «посеять смуту и хаос в стране». Саралиев также отметил, что произошедшее можно расценивать как «террористическую диверсию».
Брошюра «Мольба (дуа) к Богу: ее назначение и место в исламе» состоит из перевода выдержек — аятов Корана. Книга была опубликована еще в советский период известным в СССР востоковедом Игнатием Крачковским. Решение о признании книги «экстремистским материалом» было принято 12 августа этого года по иску прокурора Татьяны Билобровец. В частности, «экстремистскими» были названы цитаты и суры из Корана, такие как «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи» («Аль-Фатиха»), «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» («Аль-Джинн»).
Это решение суда было предано максимально широкой огласке после того, как попало в фокус внимания главы Чечни Рамзана Кадырова. Чеченский лидер назвал принимавших решение по книге «шайтанами и провокаторами» и призвал депутатов Госдумы законодательно запретить судебные решения, касающиеся текстов Священных Писаний. «Я твердо убежден в том, что Госдума должна принять закон, в соответствии с которым запрещается принимать в судебном порядке решения, касающиеся непосредственно текстов Корана и других Божественных Писаний», — написал он в своем инстаграме.
На слова Кадырова о «шайтанах и провокаторах» официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева заявила, что
оскорблять судей и прокуроров в сфере их профессиональной деятельности недопустимо.
Несмотря на такую жесткую реакцию надзорного ведомства, глава Чечни на своей странице в «ВКонтакте» ответил, что не собирается отказываться от своих слов. «Вы хотите, чтобы ответ был непубличным? Нет, завтра утром об этом узнает весь мир. Совет представителя ГП решать только в «правовом поле правовые вопросы» очень странный, ибо решение суда о Коране является неправовым. Но я, как предусмотрено законом, подал апелляцию», — заявил Кадыров.
На сторону Кадырова в конфликте с Южно-Сахалинским судом встали религиозные деятели — причем как мусульмане, так и христиане. Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов заявил, что муфтият намерен обжаловать решение суда. «Это наносит вред имиджу нашей страны, мы станем посмешищем. Надеюсь, здравый смысл возобладает, и решение будет отменено», — заявил Аширов в эфире радиостанции «Говорит Москва», добавив, что «светские люди без привлечения религиозных деятелей не должны выносить решения, особенно по сакральным текстам».
Муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов также высказал свое возмущение. «Сложилась абсурдная ситуация: судья, которая говорит от лица государства… приняла решение, непосредственно нарушающее закон о защите чувств верующих и оскорбляющее миллионы мусульман страны», — сказал Крганов.
В свою очередь, представители РПЦ предложили не искать экстремизм в религиозных текстах.
«Древние тексты вообще не должны рассматриваться на предмет экстремизма. Честно скажу, в Библии много негуманного для современного человека. Нужно ввести на это некий мораторий», — подчеркнул руководитель службы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества диакон Андрей Титушкин.
Одно из самых радикальных предложений — изменить Конституцию в связи с этим инцидентом — сделал епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константин Бендас. «В конституционном законе о Верховном суде Российской Федерации есть статья, которая определяет его исключительные полномочия. Я предлагаю дополнить ее пунктом «о признании экстремистскими религиозных текстов, являющихся основополагающими в вероучениях российских централизованных религиозных организаций», — отметил религиозный деятель.
Кажется, только Кремль решил остаться в стороне и не вмешиваться в конфликт Кадырова с Южно-Сахалинским судом. «Нет, не мог бы», — ответил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на просьбу прокомментировать ситуацию.