Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Боевых роботов берут в армию

Оружейники из России презентовали на Russia Arms модели боевых роботов

Целый ряд боевых машин, которыми можно управлять с минимальным участием человека, представлен российскими производителями оружия на выставке Russia Arms Expo в Нижнем Тагиле. Пока до запуска в серийное производство этих роботов далеко, но уже сейчас ясно, что роль подобных аппаратов в войнах будущего будет только возрастать.

Рассказы и фильмы о боевых роботах начали появляться с середины ХХ века. В ХХI столетии человечество перешло от слов к делу и стало создавать реальных механических убийц. Например, российские оружейники на выставке Russia Arms Expo 2015 под Нижним Тагилом представили сразу несколько аппаратов, которые управляются с минимальным участием человека.

Так, посетителям мероприятия был представлен боевой комплекс «Арбалет-ДМ'', вооруженный пулеметом Калашникова ПКМ. Это невысокая машина на гусеничном ходу, которой управляет оператор с помощью специального боевого пульта. Робот может уехать от своего хозяина на расстояние до 2,5 км и решить боевую задачу. Базой при его разработке стал обычный погрузчик АNT-1000R. «Арбалет» создавали Ковровский электромеханический завод и подмосковное предприятие «Оружейные мастерские». Робот предназначен для уничтожения живой силы противника и его небронированных целей, а также разведки (кроме пулемета, он имеет видеокамеру). Машина может стрелять на расстояние до 2 км днем и до 1 км ночью. В ее пулемете — 750 патронов, которые размещены на башне в двух коробах.

Правда, перезаряжать свое оружие робот сам не умеет.

За него это должен сделать оператор, когда «Арбалет» вернется на базу.

«Сейчас мы разрабатываем шесть различных роботов для силовых структур. Они могут применяться для разведки, эвакуации с поля боя и разминирования. При этом «Арбалет» ближе всех к логическому завершению. В марте следующего года должны начаться госиспытания, по итогам которых он может быть принят на вооружение», - сказал «Газете.Ru» коммерческий директор «Оружейных мастерских» Андрей Петраченков.

Пока разработчик не может сказать точно, какова будет закупочная цена робота.

Однако потерять его на поле боя однозначно дешевле, чем экипаж боевой разведывательно-дозорной машины (БРДМ).

Робототехника используется не только при создании новых образцов техники, но и при модернизации существующих. Например, конструкторы Центрального исследовательского института «Буревестник», который входит в объединение «Уралвагонзавод», придумали, как заменить стрелка в башне старого БТР-80 автоматической турелью (установкой для крепления оружия) 6С21. На турели — крупнокалиберный пулемет КПВТ. Стрелок, таким образом, управляет вооружением через компьютер и сидит в корпусе бронетранспортера, а не в башне.

Риск того, что его убьет пулеметчик или снайпер из крупнокалиберной винтовки, сводится к минимуму.

«Эта турель может использоваться на всей линейке старых БТР и БМП. На Западе тоже ведутся аналогичные разработки, но можно сказать, что мы им в этом компоненте не уступаем и даже немного превосходим», — сказал «Газете.Ru» один из разработчиков комплекса.

Обычно, когда говорят о боевых роботах, сразу вспоминают беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Американские «крылатые убийцы» Raptor успели стать известными во всем мире, они широко применялись в боевых действиях в Афганистане и Йемене. В российском Рыбинске недавно появилось предприятие на базе КБ «Луч». Оно будет производить беспилотники среднего класса «Ореон», применяемые для разведки. Однако тяжелые ударные БПЛА, аналогичные американским, в России пока не производит никто.

Тем не менее первый шаг в этом направлении уже сделан. Отечественная компания Tiber разработала автоматизированную систему взлета и посадки для будущих российских летающих боевых роботов. «Испытываем нашу систему на базе обычного легкого самолета Pipistrel sinus с поршневым двигателем. Разрабатывать новый беспилотник с нуля стоило бы нам порядка $1 млн», — рассказал журналистам технический директор предприятия Сергей Тыцык. По его словам, система полностью готова к госиспытаниям и последующему использованию на отечественных БПЛА, причем разработчик постарался учесть все нюансы.

«Мы особое внимание уделили системе экстренного приземления.

Чтобы не было так, что в случае аварии аппарат бесконтрольно падает кому-то на голову», — отметил Тыцык. По его словам, в системе применяются как отечественные, так и зарубежные компоненты. «Но все-таки основные элементы, например система навигации, произведены в России», — сказал директор компании.

Что думаешь?
Загрузка