Найти сейчас классическое антикафе, где деньги берут не за заказанные блюда, а за проведенное там время, не так-то просто. Каждая вторая отметка на интернет-картах гласит, что в заведении, которое числится как антикафе, где раньше можно было поиграть в настольные игры, теперь можно покурить кальян или выбрать себе сигару по вкусу.
Четыре из семи намеченных адресов оказываются устаревшими — только плакаты «Помещение сдается» напоминают, что кризис одинаково жесток ко всем участникам рынка общепита. Выросшие ставки аренды, снижение общего уровня благосостояния населения (а экономить население начинает в первую очередь на развлечениях) и, наконец, вступивший в полную силу в прошлом году антитабачный закон сделали свое дело.
Но предприниматели всегда найдут лазейку. Если курить стало нельзя в обычных кафе, то в антикафе — можно, потому что они не являются заведениями общепита.
При этом, в отличие от прямо называющих себя кальянными заведений, этим дымным антикафе формально можно не вкладываться в, к примеру, мощную вентиляцию.
«Мы присвоили себе звание антикафе, чтобы можно было сдавать помещение в аренду — а там хоть мальчишник, хоть день рождения устраивайте. Кальяны, разумеется, на табаке», — объясняет Малхаз, сотрудник заведения Cherry Lounge в Лубянском проезде.
Заведение открылось месяца три назад, но работало вполсилы. Зато сейчас, перед началом кальянного сезона, там активно проходит ремонт.
От классических антикафе там присутствует только «джентльменский набор» — диван, улун, X-Box. Цены за проведенный там час отличаются от антикафешных тарифов на порядок.
«Мы не антикафе!» — хором восклицают два сотрудника Smoky rooms на Маросейке. На интернет-картах заведение, однако, числится именно так. И именно этот статус дает возможность посетителям спокойно курить табачные кальяны. Напитки продаются на месте, еду можно взять с собой хоть из ближайшего фастфуда — поэтому формально от обычного кафе заведение отличается разве что характерным фруктовым запахом дыма. Любопытно, что обычные сигареты там курить нельзя — по крайней мере, новых посетителей, с которыми не успели завязаться дружеские отношения, выгоняют дымить на улицу.
Такой же диссонанс обнаруживается и в заведении «До зари» на Чистопрудном бульваре. На сайте кафе крупными буквами написано «Мы не тайм-кафе», а по картам они опять-таки числятся как антикафе. Ограничения на подачу еды обходятся просто: продают напитки, а к напиткам дают съедобные «комплименты» от заведения.
В Госдуме считают, что кальянные, сигарные и другие курительные клубы пора легализовать. После запрета на курение в местах общепита рестораторы отметили резкий спад посещаемости. По данным главы департамента торговли и услуг Москвы Алексея Немерюка,
рестораторы потеряли 10–15% выручки из-за антитабачного закона.
Как отметил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, сильнее всего последствия ограничений на курение оказались в холодное время года. Многие посетители быстрее уходили из заведений, потому что не хотели часто выходить на холод. Соответственно, блюд и напитков они заказывали также меньше.
Законопроект о создании кафе для курильщиков будет рассмотрен в парламенте после 14 сентября. «Надо вывести кальянные, сигарные лаунжи и тому подобные заведения из понятия «общепит», где курение запрещено. И создать для них отдельную категорию «клубы», которая не подпадает под антитабачный закон, — рассказал «Газете.Ru» председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников. —
Это позволит подобным заведениям делать членство, чтобы не пускать туда несовершеннолетних, получить лицензию на продажу алкоголя
и пройти все проверки Роспотребнадзора, чтобы готовить еду. Сейчас все сигарные, трубочные или кальянные клубы не могут кормить гостей и продавать им, к примеру, крепкий алкоголь».
В то время как один документ позицию кальянов делает более прочной, второй законопроект, внесенный в Госдуму, напротив, предлагает запретить продавать в ресторанах кальяны на нетабачной (фруктовой) смеси. Как пояснил «Газете.Ru» автор проекта сенатор Вадим Тюльпанов, курение такой смеси наносит не меньший вред, чем употребление табака.
«В содержании фруктовых смесей может быть каннабисная группа, анаша в небольших количествах, вредные для здоровья ингредиенты, к тому же человек все равно вдыхает продукты горения. И, наконец, проверить, что курится в кальяне — безникотиновая или никотиновая смесь, — проблематично, экспертиза занимает длительное время», — пояснил Тюльпанов.
В свою очередь, рестораторы восприняли эту инициативу без энтузиазма. Плата за фруктовый кальян составляет до 50% дохода многих кафе, а кроме того, для ряда точек общепита кальян стал единственным способом удержать клиентов после запрета на курение сигарет.