Семью из мамы, двоих мальчиков и бабушки, проживающих в столичном районе Чертаново, представитель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Анна Кисличенко называет интеллигентами. У них в комнате вдоль стены стоят шкафы, плотно забитые книгами. Мать занимается репетиторством. «В семье в целом получается нормальный доход», — уточняют в правозащитном центре «Иван-чай». Однако при этом в доме не работал унитаз, ванной нельзя было пользоваться из-за сломавшегося крана, обои в комнатах были ободраны, на полу везде была грязь и кошачьи экскременты, по дому бегали тараканы, а в матрасах жили клопы.
Впрочем, семье хватало на еду 20 кошкам, которых сердобольные женщины подбирали на улице.
Двое детей — 5-летний мальчик и его 12-летний брат — не ходили в детский садик и в школу. У старшего мальчика была сильная утомляемость в школе, и ребенка перевели на домашнее обучение. Органы соцопеки забрали их из семьи еще в феврале этого года, воспользовавшись дополнительными полномочиями, которые им дал вступивший в силу в начале этого года закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Он закладывает основы так называемой ювенальной юстиции, позволяющей изымать детей из семей без желания их родителей.
Мальчики были отправлены в одну из столичных больниц-приемников. Мать требовала вернуть детей, говорила, что в актах осмотра не указано, что в холодильнике полно еды, а в шкафах была чистая одежда, но ее вывалили прямо на пол. Что касается грязи и запаха от кошек, то это личная жизнь семьи, отмечают в правозащитном центре «Иван-чай». В центре утверждали, что мать постоянно навещает детей.
«Сегодня им не нравятся кошки, не нравится, что младший не ходит в детсад, старший, между прочим, по рекомендации завуча, находится на домашнем обучении, не нравится, что у нас кран в раковине не работает. Завтра им не понравится, что у нас много книг, или шкафов, или еще чего-нибудь», — цитируют мать детей сотрудники правозащитного центра «Иван-чай».
Скандал вспыхнул недавно, а накануне в Южное Чертаново выехал уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов. Он резко отреагировал в инстаграме, опубликовав фотографии, сделанные в квартире, в том числе сломанного унитаза. «Документы (в том числе медицинские) и фотографии, сделанные в квартире, свидетельствуют о катастрофической ситуации», — написал он. В частности, он уточнил, что дети на момент изъятия болели, а мать не обращалась к врачам. У матери имеется гигантская задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг на несколько тысяч рублей, добавил Астахов, не уточнив сумму.
Органы соцопеки намеревались вскоре вернуть детей в семью.
Семье было рекомендовано привести квартиру в надлежащее санитарно-гигиеническое состояние, передать кошек в приют, организовать в квартире места для отдыха и занятий детей. Побывав в доме через неделю, 5 марта, сотрудники опеки не увидели там светлых перемен, то же самое было и 23 марта. Тогда матери предложили обратиться в Центр госуслуг за оказанием материальной помощи, заключить договор социального патроната и встать на биржу труда. Но она от всего отказалась, уточнил Астахов. 5 июня суд вынес решение об ограничении родительских прав, и с тех пор мать уже не навещала детей. К ним ходила только бабушка.
В то же время Астахов подчеркнул, что грязь и зловоние — не повод лишать женщин права воспитывать детей в семье.
«Матери и бабушке надо помочь вернуть детей, и мы это будем делать совместно с социальными службами города, тем более что они готовы и уже работают ради восстановления этой семьи», — сказал Астахов.
Он уточнил, что взрослым надо взять себя в руки и заняться квартирой. «Взрослым необходимо срочно навести порядок в своем жилище, вынести весь мусор и рухлядь, вычистить грязь и кошачьи экскременты, вывести тараканов, клопов, пауков, отмыть пол, стены, окна от слоя грязи — это все элементарно и не требует денег. Это не от бедности, а от лени и распущенности. Дети должны жить в семье, но исправленной и благополучной. Бороться за детей необходимо, но начинать борьбу надо с себя», — заявил Астахов.
Мать и бабушка отказались общаться с уполномоченным, а вот детей он навестил в реабилитационном центре.
Представитель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Анна Кисличенко уже заявила, что к ней обратились два благотворительных фонда, готовые помочь с ремонтом квартиры и устройством котов.
Пользователи интернета жалеют детей и соглашаются, что грязь в доме от лени. «Я например сама воспитываю пятерых детей. Стараюсь дать им самое лучшее. Работаю каждый день, понятие выходной уже много лет отсутствует. Ни бывший муж, ни государство мне не помогает. Тем не менее я счастливая женщина, которая всё успевает! И дети мои — самые счастливые!» — написала в инстаграмме Астахова Татьяна. «Что пенсии маленькие это всё так, конечно, тут не поспоришь. Но это не имеет никакого отношения к чистоте в квартире. Моей бабушке тоже 85 лет, и у нее чистота в квартире! Полностью согласна, что такой бардак только от лени. Чтобы кормить 20 котов деньги есть, а чтобы навести порядок — денег нет! Детям опасно находиться в такой квартире», — добавляет Милана.
Между тем изъятие детей из семьи не означает, что они будут спасены.
В Новороссийске следователи выясняют, как органы опеки и врачи допустили гибель трехмесячного ребенка, которого забрали из семьи в сохранности.
В этой семье было двое маленьких детей — девочка двух лет и мальчик трех месяцев. Семья состояла на учете как находящаяся в сложной жизненной ситуации. Оба родителя — выпускники коррекционного детдома, заявил Павел Астахов. По его словам, в один из визитов соцслужбы обнаружили, что с малышом нянчится соседка, ранее лишенная родительских прав в отношении своих двух детей. Кроме того, выяснилось, что глава семьи потерял работу, а в холодильнике не было еды. Дети были отобраны 6 августа. Спустя неделю отец предоставил справку о новой работе. Но родителям сообщили, что мальчик скончался. Судмедэксперты установили, что гибель малыша наступила из-за травмы головного мозга. Он скончался 12 августа.
«Конечно, это их вина в том, что мой сынок умер. Я его отдавала, он был в порядке, никаких травм у него не было. Я приходила к нему в больницу, хотела его покормить (грудью), но меня даже на порог не пустили, якобы опека запретила», — рассказала РИА «Новости» мать малыша. Следователи намерены выяснить степень вины медработников, а также дать юридическую оценку действиям родителей. Возбуждено уголовное дело. Сейчас семья пытается добиться возвращения им второго ребенка.