Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Самолеты стоят как машина»

Обвиняемый в угоне Як-52 физик-ядерщик Кудряшов хочет построить самолет

Физик-ядерщик Илья Кудряшов, которого обвиняют в угоне самолета Як-52, рассказал «Газете.Ru» о работе по изучению космического излучения, об отношении к ДОСААФ и мечте поставить на ноги легкомоторную авиацию в России. Для этого он вместе с Политехническим музеем Москвы ведет переговоры с ОКБ им. Яковлева о передаче чертежей самолета Як-20, который они хотят доработать вместе со студентами и школьниками и построить действующую модель. По делу об угоне ему грозит от 7 до 12 лет лишения свободы.

В поисках темной материи

Москвич Илья Кудряшов выглядит как молодой физик-ядерщик, только очень худой — взъерошенная копна волос, горящий взгляд в ходе обсуждения проблем мироздания, тщательно выстраиваемая речь. «Это я на 8 кг похудел из-за уголовного дела. Сейчас я вроде как в неоплачиваемом отпуске, но продолжаю работать, чтобы не свихнуться», — объясняет 30-летний ученый. 22 июля он вместе с напарником был задержан по подозрению в угоне самолета Як-52, несмотря на то что заплатил его владельцу деньги и подписал бумаги о покупке. Следователи обвинили их в угоне самолета, совершенного группой лиц по предварительному сговору». Теперь ученому и его другу грозит от 7 до 12 лет лишения свободы.

Кудряшов работает в Научно-исследовательском институте ядерной физики МГУ. И то, что он еще числится в штате, — это заслуга его коллег по Отделу экспериментальной физики высоких энергий и руководства, прислушавшегося к их доводам.

Последние несколько лет он с коллегами работает над исследованием космического излучения и надеется доказать влияние гипотетической темной материи на вещество.

«Сейчас занимаюсь анализом данных с научной аппаратуры «Нуклон» — это такая бочка, прикрученная к спутнику дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П». Спутник — гигантский летающий фотоаппарат, размерами больше, чем ваша комната. Он был выведен на орбиту в прошлом году прямо перед Новым годом. Сейчас «Нуклон» регистрирует и изучает космические лучи. Я непосредственно создавал аппаратуру — делал малый ионизационный калориметр (спектрометр энергии первичной частицы за пределами атмосферы. — «Газета.Ru») и сейчас пишу алгоритмы анализа данных, в частности выделение лептонов — электронной компоненты космических лучей из всего многообразия — электронов, протонов, ядер. И конечной задачей будет являться построение лептонного спектра и его астрофизическая интерпретация», — рассказывает Илья. Информация об этом эксперименте открытая и находится на сайте института.

Ученых интересует поведение спектра электронов, который по всем расчетам должен распределяться равномерно, а в итоге делает необъяснимые выступы.

Бумажные салфетки на столе к этому моменту уже покрыты формулами и графиками — физик-ядерщик объясняет «на пальцах»: вот плавная кривая спектра, а посередине выступ.

«Моя задача — изменить этот выступ и понять, из-за чего так происходит. Либо это распад частиц таинственной темной материи, либо более прозаичное, например неучет влияния близких источников типа взрыва сверхновой звезды. Мне было бы значительно более интересно, если бы это был вклад темной материи», — говорит Кудряшов.

Аппаратура будет работать около пяти лет, за это время ученые рассчитывают найти ответы. Такими же исследованиями сейчас занимаются итальянцы, но они сосредоточены на легких ядрах элементов. Если взглянуть в таблицу системы Менделеева, то это первые 3–4 позиции — до бора. А российская разработка будет мерить и тяжелые ядра — до железа, находящегося на 26-й позиции.

До этого Кудряшов работал в CERN на Большом андронном коллайдере (БАК), участвовал в экспериментах ATLAS, LHCb. Это названия детекторов элементарных частиц, эксперименты на них были в числе основных на коллайдере. «В ATLAS я занимался газовой системой трекового детектора переходного излучения (TRT), а в LHCb — настройкой электромагнитного калориметра», — говорит ученый.

«Вселенная — это значительно более мощный ускоритель, чем сделали у нас, — говорит Кудряшов, имея в виду БАК. — И понять, что там происходит, — это очень интересный вызов. Не понимая этого, мы не можем говорить о развитии человечества как жителя Вселенной».

Дело о покупке Як-52

О том, что кроме физики ядер Кудряшов увлекается еще и полетами на легкомоторных самолетах, в его институте знали все, говорит ученый. «Все — начальник лаборатории, начальник отдела — знали, что я собрал деньги, перевел, еду за самолетом — отпросился специально ради него», — перечисляет Кудряшов. Следователи запретили ему раскрывать материалы дела — то есть все, что касается самого процесса покупки самолета Як-52.

Впрочем, до того, как фигуранты дела дали подписку о неразглашении, они подробно делились информацией. Объявление о продаже самолета нашли в открытых источниках.

«В интернете продается множество легкомоторных самолетов — это как продажа машины, они и стоят как машины, — говорит Кудряшов.

— Много объявлений на сайте ассоциации экспериментальной авиации. Заходим в раздел «торговля» и смотрим: вот биплан, вот Cessna, Ан-2, вот Як-52, еще один, вот несколько вертолетов — Ми-2, Robinson».

Приглянувшийся физику Як-52 продавался в районе 800 тыс. руб. Сообщалось, что он был после ремонта или же вообще собирался по частям и располагался в Тюменской области, на ишимском аэродроме ДОСААФ. А дальше возникают разногласия в версиях произошедшего. Как стало известно еще до подписки о неразглашении, по одной из версий, продавцом самолета выступал летчик-инструктор ишимского ДОСААФ Валерий Белявский. По другой, к продаже был причастен руководитель спортивного клуба ДОСААФ в Ишиме, многократный чемпион соревнований по высшему пилотажу на Як-52 и абсолютный чемпион мира в 2009 году Александр Мякишев.

Купить самолет решили вскладчину несколько человек, в том числе Кудряшов и его друг, летный инструктор Рамас Шермардини. Именно они полетели в Ишим своим ходом на легкомоторном самолете Gardan GY-80-160. Деньги к тому моменту уже были переведены продавцам. Несколько дней они провели на Ишимском аэродроме, перезнакомились с местными сотрудниками, проверили еще раз самолет, подписали документы о продаже, а затем вылетели. Як-52 пилотировал Шермардини. Вскоре после вылета у машины остановился мотор, но, к счастью, рядом был еще один аэродром ДОСААФ. Самолет плюхнулся на брюхо, совершив аварийную посадку. На этом аэродроме друзья также провели некоторое время, пообщавшись с его сотрудниками, а затем улетели на втором самолете в сторону Москвы. В этот момент Александр Мякишев объявил их угонщиками, за дело взялось ФСБ. Пока шли поиски, беспечные пилоты успели сесть на нескольких аэродромах, заправиться и сфотографироваться. На подступах к Москве они узнали о розыске и сами добровольно пришли в УФСБ по Сергиево-Посаду. После разговора со следователями они были задержаны.

Александр Мякишев заявил прессе, что Як-52 принадлежит не частному лицу, а ДОСААФ, и никто его не имел права продавать.

«Як-52, который был угнан, — единственный пригодный для полетов самолет в нашем ДОСААФ, остальные машины технически неисправны», — сказал чемпион LifeNews.

Зампредседателя ДОСААФ России, директор департамента авиации России Виктор Бычков говорил тогда, что самолет действительно принадлежал организации, но выслужил свой срок и был списан. «Налицо коммерческое предложение. Здесь сговор должностных лиц авиационной организации, которая занималась сборкой и предпродажной подготовкой данного самолета», — заявлял в июле Бычков. В настоящий момент он уже уволился из организации.

Кудряшов, вспоминая те события, говорит лишь эпитетами: «невероятно», «абсурдно», «чудовищно», «шокирующе». Возбуждение уголовного дела явно не могло поместиться в его мир элементарных частиц. Впрочем, следователи быстро напомнили ученому, что был бы человек, а статья найдется. «Работа сейчас — это спасение от паники и ужаса, так как следствие имеет обвинительный уклон», — коротко характеризует свои поездки в Екатеринбург на допросы и суды Кудряшов. Суд разрешил отпустить «угонщиков» под залог в 500 тыс. руб. на каждого. Деньги оперативно помогли найти их друзья. Они же затем создали сайт в интернете, где рассказывают последние новости о деле и просят поддержки.

Следствие два месяца молчало о результатах проверки в Ишиме, и только в конце прошлой недели источник в СК заявил ТАСС, что

предполагаемый продавец машины — Валерий Белявский — стал фигурантом уголовного дела.

«В отношении Белявского возбуждено уголовное дело за кражу двигателя по статье УК РФ «Кража». Ведется следствие», — сказал собеседник. Не исключено, что речь идет о двигателе списанного Як-52, который был поставлен на машину, проданную москвичам.

Построить самолет своими руками

Полетами Илья Кудряшов заболел давно. Летал на дельтапланах, парапланах, несколько лет назад начал пилотировать маленькие самолеты. Он возмущается состоянием, в котором находится сейчас отрасль легкомоторных самолетов в России. Новые суда не строятся на государственном уровне, а несколько частных маленьких фирм скорее выживают, объясняет физик. В итоге школьники и студенты нигде не могут бесплатно научиться пилотировать.

Поэтому он придумал, как дать возможность молодежи приобщиться к штурвалу, а заодно внести вклад в возрождение легкомоторных самолетов в России.

«Мы совместно с Политехническим музеем Москвы планируем построить самолет Як-20. Это технологически очень простой учебный самолет, и он незаслуженно забыт.

Конструкторская документация есть в ОКБ им. Яковлева, я вел переговоры с ними от имени музея, но из-за уголовного дела они затянулись», — объясняет Кудряшов.

Разработанный в 1949 году, Як-20 успешно прошел все испытания. Но на последних этапах от конструкторов потребовали довести самолет, чтобы он показывал такие же летные качества, как его более дорогой и тяжелый собрат. Эта задача так и не была решена, и в производство модель не пошла.

Кудряшов уверен, что у него получится то, что не смогли сделать авиастроители полвека назад. Чертежи будут переведены в 3D-модель, а доработка будет вестись с помощью цифрового моделирования на базе Политехнического музея. К работе физик хочет привлечь студентов МАИ, Бауманки, «Станкина». «С последним есть даже договоренность. Всегда же интереснее, если человек пишет диплом, а потом может «пощупать его руками». Люди же не зря пришли в МАИ и в «Станкин», значит, у них есть любовь к творчеству, а если нет, то это надо разбудить. И чем раньше студент будет вовлечен в проект, тем больше он будет к выпуску похож на профессионала», — уверен физик.

В планах создание двух экземпляров. «Один самолет без перкаля (ткань для обшивки. — «Газета.Ru») — только каркас — поставим в музее, чтобы дети могли увидеть: вот лонжерон, вот шпангоут, вот кабина, в нее можно залезть, потрогать, подергать, — перечисляет Кудряшов.

— А второй экземпляр хотим довести до летного состояния».

Мечтой у идеологов проекта является сертификация самолета — очень дорогой и сложный процесс. Тогда ее можно будет использовать для обучения школьников. «В СССР школьники учились летать в ДОСААФ на «яках», сейчас они не производятся и не поступают в ДОСААФ, и организация превратилась в отмирающий орган — у них нет новой техники, молодежь бесплатно учат только прыгать с парашютом, да и только три прыжка, потом — плати.

Так что основной задачи — поддержка авиации — ДОСААФ сейчас не выполняет, — говорит Кудряшов.

— А ведь путь в большую авиацию, в том числе для страны, начинается с малой, именно через малую авиацию воспитываются кадры».

Проект не коммерческий, а эмоционально-патриотический, уточняет ученый. Это будет поддержка патриотизма, и не только национального, но также престижа профессии авиатора, престижа авиационной романтики. «Политехнический музей запустит секции модельных кружков. И школьники, увидев, как модели самолетов из 3D-принтера будут превращаться в реально летающие машины, получат стимул расти и выбирать интеллектуальное творчество для профессии, станут инженерами, конструкторами, может, даже физиками», — надеется он.

Школьники могут приобщиться и к знаниям об устройстве Вселенной — ученый ведет лекции на фестивалях науки. Самый большой проводит в октябре МГУ при поддержке правительства Москвы. Это десятки площадок, куда приходят тысячи человек. Кудряшов с коллегами устанавливают прямые телемосты с МКС — с экипажем, делают телемосты с CERN. «А в этом году, если повезет, сделаем телемост с полярной станцией на Южном полюсе», — добавляет ученый.

В своей речи он то и дело говорит о патриотизме. На вопрос, что это для него значит, физик-ядерщик задумывается, а потом объясняет, что

прежде всего патриотизм — это желание помогать человечеству.

«Желание делать большее, быть причастным к тем вещам, которые будут развивать человечество в целом. Наверное, это патриотизм высокого уровня, когда не различаешь людей по национальностям. Это один вид — хомо сапиенс», — говорит Кудряшов. Впрочем, национальный патриотизм у него также в приоритете, и менять родину он не намерен, хотя и поучаствовал в международных экспериментах, в том числе на немецком электронном синхротроне. «Я себя считаю российским ученым и должен делать физику здесь», — признается он.

Что думаешь?
Загрузка