Те, кто смотрел фильм Уэса Андерсона «Поезд на Дарджилинг», вероятно, представляют себе поездку на индийском поезде как загадочное и безмятежное, а главное — безопасное путешествие. К сожалению, реальность разительно отличается от этой романизированной картины. Стандарты безопасности на железных дорогах, которыми ежедневно пользуются 23 млн человек в день, уже не раз подвергались критике со стороны индийских экспертов и политиков, а различного рода инциденты происходят с ж/д составами с пугающей регулярностью.
Очередная крупная авария случилась в среду в индийском штате Мадхья-Прадеш в центре страны. После полуночи по местному времени с рельсов сошли шесть вагонов экспресса «Камаяни», пересекавшего мост через реку Мачак. Конструкция была подмыта потоком воды и просто не выдержала веса состава. Через несколько минут на этом же месте сошли с рельсов четыре вагона экспресса «Джаната», двигавшегося в противоположном направлении.
В результате инцидента не менее 32 человек погибли, свыше 40 получили ранения. Причем основной причиной гибели людей стали не механические травмы, а поражение электрическим током. Несколько вагонов были сильно повреждены, десятки пассажиров оказались зажатыми между переборками, и их пришлось извлекать с помощью специального оборудования. Спасательная операция продолжалась до рассвета. К спасательным работам пришлось привлечь дайверов, которые всю ночь извлекали тела из воды.
Точное число людей, которые находились в этих поездах, пока что остается загадкой: представители индийских железных дорог говорят о 1600 пассажирах, а власти сообщают об эвакуации всего 300 человек. Достоверно известно, что в каждом вагоне экспрессов было по 72 места.
По официальному заявлению представителя железных дорог Анила Саксены, «причиной аварии стало затопление железнодорожного полотна водой». В последнее время в районе происшествия шли сильные дожди, которые, вероятно, и привели к подтоплению. «Движение на этом направлении полностью парализовано, изменены маршруты следования 12 ближайших поездов, спасательные работы продолжаются», — проинформировал Саксена.
Свои соболезнования семьям и близким погибших уже принес премьер-министр страны Нарендра Моди: «Авария двух поездов в штате Мадхья-Прадеш вызывает сильное огорчение. Мне глубоко больно из-за того, что люди лишились жизни. Приношу соболезнования семьям погибших».
The two train accidents in Madhya Pradesh are deeply distressing. Deeply pained over the loss of lives. Condolences to families of deceased.
— Narendra Modi (@narendramodi) August 5, 2015
В свою очередь, министр железных дорог Индии Суреш Прабху пообещал, что семьям погибших будут выплачены компенсации, а ведомство отчитается о произошедшем перед парламентом.
Данный инцидент вновь обнажил болезненные проблемы ж/д системы Индии, о чем не преминул заявить экс-министр железных дорог Динеш Триведи. По его словам, если бы за состоянием ж/д полотна в данном регионе следили надлежащим образом, трагедии можно было бы избежать. «Это совершенно недопустимо. Это симптом глубокой укоренившейся раковой опухоли в нашей железнодорожной системе», — прокомментировал он.
Иную точку зрения изложил глава Railway Board («Индийские железные дороги») Эй Кей Меттал: по его словам, потоки воды размыли железную дорогу за считаные минуты до трагедии. «За 10 минут до аварии на этом же месте не было никаких проблем, и движение поездов осуществлялось в штатном режиме», — подчеркнул он.
Enquiry ordered,Ex gratia to be paid immediately.Flooding of tracks due to very heavy downpour.Will make detailed statement to parliament
— Suresh Prabhu (@sureshpprabhu) August 5, 2015
Однако местные наблюдатели настаивают на том, что истинной причиной трагедии все же является глубокий кризис в ж/д системе Индии. В качестве причины этого кризиса, как правило, принято указывать недостаточное финансирование железных дорог. Нынешнее правительство Индии пообещало инвестировать $137 млрд на модернизацию ж/д путей и составов, чтобы сделать их безопаснее, быстрее и эффективнее. Премьер-министр Моди неоднократно заявлял о массовом увеличении расходов на железные дороги, однако, прежде чем станут видны качественные изменения, должны пройти годы.
Десятилетия пренебрежения безопасностью железных дорог неоднократно приводили к трагедиям. Буквально в марте этого года 38 человек погибли и 150 пострадали в результате крушения пассажирского поезда на севере Индии. Три вагона пассажирского состава Дехрадун – Варанаси сошли с рельсов из-за того, что поезд проехал на запрещающий сигнал. Правительство было вынуждено выплатить компенсации в размере 200 тыс. рупий (более $3 тыс.) погибшим и от $300 до $800 пострадавшим в зависимости от тяжести травм.