Бельгийские врачи дали 24-летней гражданке страны по имени Лаура разрешение прибегнуть к эвтаназии. Дата смерти еще не назначена. Девушка страдает много лет депрессией, однако не имеет никаких иных заболеваний, угрожающих ее жизни. Как пишет местная газета DeMorgen,
с 21 года Лаура является постоянным клиентом психиатрических клиник и ранее неоднократно пыталась покончить с собой. В итоге она обратилась к медикам и властям страны, чтобы ей помогли свести счеты с жизнью. Сегодня бельгийское законодательство позволяет ей это сделать.
Свою просьбу девушка мотивировала тем, что все детство и взрослую жизнь она страдает от суицидальных мыслей.
«По моим ощущениям, у меня нет иного выхода, кроме как умереть. Если бы у меня был выбор, я предпочла бы нормальную жизнь, но я для этого сделала все — и все безрезультатно», — рассказала о своих проблемах сама Лаура бельгийским журналистам.
<1>В 2002 году Бельгия приняла закон об эвтаназии. Согласно документу, право на нее получают люди, страдающие непереносимой болью, причины которой невозможно устранить. Статистика показывает, что в последнее время число добровольно расставшихся с жизнью с помощью этого закона растет. По данным местных СМИ, в 2013 году более 1800 бельгийских подданных прибегли к эвтаназии, тогда как годом ранее решивших расстаться с жизнью насчитывалось порядка 1400. Большинство из пациентов, которых медики отправили на тот свет по их желанию, — это пожилые люди, которым в момент смерти было за 70.
Однако и количество представителей молодежи, которые просят врачей помочь им отправиться на тот свет, растет. Такие пациенты заявляют, что депрессия является причиной их «непереносимой боли, причины которой нельзя устранить».
«Эвтаназия — это не ответ на все проблемы человека. Необходимо больше уделять внимание развитию паллиативной терапии (то есть лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким)», — уверена Карин Брошье, руководитель одного из направлений в Европейском институте биотехники, штаб-квартира которого расположена в Брюсселе. «Врачи не имеют права разрешать больным эвтаназию только на основании их психических страданий», — сказала она бельгийским журналистам.
Российские специалисты уверены, что помочь Лауре можно, хотя и непросто. «Случай Лауры является типичным примером маниакально-депрессивного психоза с частыми депрессивными фазами.
Таких больных на самом деле очень много, в том числе и в России.
Сегодня психиатрия шагнула далеко вперед и многим из них можно помочь, так что им совсем не нужно отправляться на тот свет», — заявил «Газете.Ru» известный психолог-криминалист Михаил Виноградов. Он перечисляет российские клиники, где Лауре могли бы помочь. «Депрессии лучше всего лечить в бывшей клинике имени Кравченко в Москве, есть также хорошие учреждения в Московской области. Единственная особенность в том, что Лаура – гражданка иностранного государства, а значит, за лечение ей придется платить. Российские больные получают психиатрическую помощь бесплатно», — отметил специалист. Виноградов добавил, что лечение такой депрессии будет медикаментозным. «Препараты необходимо применять в период депрессии, и прекращать медикаментозную терапию в период ремиссии», — сказал он.
Исследователь суицидального поведения людей, автор романа о самоубийцах «Ангел и Фляга» Николай Никифоров уверен, что лечить подобных больных очень непросто и результат далеко не всегда гарантирован.
«Исходя из моего опыта, такому человеку можно помочь, только посвятив ему всю свою жизнь. Но это только гипотетически: по большому счету, мы не знаем, что это за человек и с какими именно препятствиями в жизни столкнулся, если, не имея проблем со здоровьем, после нескольких суицидальных попыток пожелал себе смерти через эвтаназию. И более того, добившись разрешения на эвтаназию от врачей. Существует довольно большое количество психиатрических заболеваний и жизненных ситуаций, так или иначе подталкивающих людей к смерти. У подростков, например, такое желание часто возникает от неразделенных чувств, от проблем в семье, в школе. У людей постарше – от проблем с реализацией самих себя в жизни. Я уже не говорю о таких банальных вещах как наркомания или алкоголизм. И какой именно вариант относится к Лауре – большой вопрос. Иногда случается, что человеку вместо труднопроизносимого диагноза и сложного сочетания крайне тяжелых и опасных для здоровья антидепрессантов нужен всего-навсего друг или интересное дело», – отмечает исследователь. Никифоров подчеркнул, что таких случаев немало и пытаться вернуть людей, страдающих от подобного заболевания, крайне трудно.