Франция: бытовой теракт и селфи
Как это было
Утром 26 июня сотрудник транспортной компании Ясин Сали свободно проехал на служебном автомобиле на территорию американского химического завода Air Products в городе Сен-Кентен-Фаллавье (20 км от Лиона). Охранники на КПП ничего не заподозрили: они знали водителя, так как он раньше доставлял грузы на завод. Однако на сей раз мужчина повел себя необычно: он разогнал грузовик и на полной скорости врезался в стоявшие на улице газовые баллоны. В результате столкновения прогремел взрыв (к счастью, никто не пострадал), на место происшествия были сразу же вызваны пожарные и правоохранители. Полицейским удалось быстро скрутить Сали, когда тот открывал емкость с ацетоном. Недалеко от места взрыва было найдено обезглавленное тело начальника транспортной компании Эрве Корнара, а рядом с ним — исламистские флаги. Где именно был убит мужчина, неизвестно. Террорист задержан, в настоящее время его допрашивают.
Кто нападал
Ясин Сали едва ли подходит под образ классического радикального исламиста: в последнее время он жил в деревне под Лионом с женой и тремя детьми. Соседи назвали семью террориста «тихой и незаметной», кроме того, их ни разу не видели в местной мечети. Сали никогда не был судим, хотя и попал в свое время в специальное досье S, куда вносятся «склонные к радикализации» и «потенциально угрожающие национальной безопасности».
Что это было
«У нас нет никаких сомнений, что целью нападения был взрыв здания. Налицо все признаки теракта», — заявил президент Франции Франсуа Олланд спустя некоторое время после атаки. Впрочем, происшедшее можно назвать терактом с бытовым оттенком: не исключено, что Сали таким образом хотел отомстить своему боссу за какую-то обиду. В пользу этой версии говорит тот факт, что злоумышленник не делал никаких политических заявлений, а вместо этого сделал селфи с отрубленной головой своего начальника и отправил его через WhatsApp на номер, зарегистрированный в Канаде.
Тунис
Как это было
Второй теракт произошел в полдень по местному времени на курорте Эль-Кантауи близ Суса. Вооруженный автоматом 22-летний студент Сейфеддин Резгуи открыл огонь по туристам, отдыхавшим под солнцем на пляже. Оружие молодой человек пронес в чехле от шезлонга. Примечательно, что террорист, действовавший под прозвищем Абу Яхья аль-Кайравани, старался не убивать местных, а целился только в иностранцев. Застрелив как можно больше людей, он отправился в отель и бросил там две гранаты — у бассейна и возле ресепшена, где пытались укрыться туристы. Затем отправился в спортзал, чтобы продолжить бесчинства, и впоследствии был ликвидирован правоохранителями. Жертвами теракта стали 40 человек, в том числе российская туристка Татьяна Хоменко, считавшаяся пропавшей без вести.
Кто нападал
Сразу же после теракта ответственность взяла на себя запрещенная в России группировка «Исламское государство» (организация запрещена в России). «Наш брат, солдат халифата Абу Йехия аль-Каруни, достиг своей цели в отеле Imperial несмотря на меры безопасности», — заявили боевики. Из их слов также следует, что целью атаки стал «бордель», а в ходе теракта было убито 40 «неверных». Сам же убийца не был известен полиции. Впоследствии СМИ сообщили о том, что полиция задержала второго подозреваемого в теракте, официально эта информация подтверждена не была.
Что это было
«Ни одна страна сейчас не может чувствовать себя в безопасности. Тунис находится в состоянии войны с терроризмом. Я призываю народ Туниса сплотиться против этой угрозы и не считать, что это дело исключительно полиции и армии», — заявил президент Туниса Беджи Каид Эс-Себси после теракта. Судя по всему, власти страны «войну с терроризмом» проигрывают — это уже второй крупный теракт за последнее время. В результате мартовской атаки в Тунисе было убито 22 человека. Нынешняя атака «Исламского государства» нанесла сразу два удара — по «неверным» из стран, ведущих борьбу с ИГ, и по светским властям Туниса. Теракт в Сусе может также обернуться тяжелыми экономическими последствиями и окончательно похоронить надежды на возрождение туризма в стране.
Кувейт
Как это было
Еще одна атака была совершена во время пятничной молитвы в шиитской мечети «Имам Садик» в столице Кувейта. В храм, где молилось порядка 2 тыс. человек, вошел террорист-смертник с поясом шахида. Его жертвами стали 27 человек, еще более 220 получили ранения. Взрыв был столь мощным, что ударной волной повредило стену здания.
Кто нападал
Террористом оказался подданный Саудовской Аравии по имени Фахд Сулейман Абдулмохсен аль-Кабаа, который прибыл в аэропорт Кувейта 26 июня утром — за несколько часов до взрыва. Кроме того, спецслужбы задержали водителя и владельца машины, на которой смертник приехал к месту взрыва, а также хозяина квартиры, где он остановился. Ответственность за теракт вновь взяло на себя «Исламское государство». Боевики террористической группировки впоследствии распространили в соцсетях аудиозапись, в которой содержатся последние слова боевика перед совершением атаки. В заявлении террорист в основном зачитывает отрывки из Корана, подвергает критике мусульман-шиитов, обвиняя их в оскорблении ислама, и предупреждает о готовящейся мести.
Что это было
Теракт был совершен во время священного месяца Рамадан — это позволяет предположить, что атака в шиитской мечети носила религиозный характер (ИГ поддерживает традиционный суннитский ислам). Как отмечают западные наблюдатели, атака в мечети вновь продемонстрировала, что страны Персидского залива принимают недостаточно мер для борьбы с терроризмом и пресечения распространения экстремистских идей в регионе. «Мы были уверены, что после 11 сентября страны Залива осознают неприемлемость этой ситуации, но по-видимому, они так и не уловили месседж», — прокомментировали теракт в Вашингтоне. Эмир Кувейта Эмир шейх Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах заявил, что «трусливый теракт» ИГ не подорвет национального единства и что его виновники будут привлечены к ответственности.
Пятничные атаки на трех континентах показывают, что «Исламское государство» (организация, официально запрещенная в России. — «Газета.Ru») обладает огромным влиянием для того, чтобы непосредственно организовывать теракты (как это было в Кувейте и Тунисе), и для того, чтобы посредством своей «мягкой силы» вдохновлять на совершение подобных бесчинств (как это было во Франции). Вопреки действиям международной коалиции во главе с США с каждым днем все очевиднее становится расширение ИГ, а не его ослабевание. Отсутствие внятного регионального или международного реагирования на «Исламское государство» дает основания предполагать, что террористическая угроза, исходящая от этой группировки, будет в ближайшее время только расти.