В апреле власти Китая запускают программу SkyNet («Небесная сеть») по ловле сбежавших из страны коррупционеров. Вороватые китайские чиновники обычно сбегают в Канаду, США или Австралию. Сейчас в этих странах, по данным китайских правительственных органов, находится около 18 тыс. коррупционеров. Как ранее заявлял вице-президент Верховного народного суда КНР Цао Цяньмин, в период с 2008 по 2013 год правительство поймало на махинациях около 7 тыс. чиновников, которые готовились покинуть страну.
В Китае чиновники-коррупционеры делятся на два вида — «мухи» и «тигры».
Си Цзиньпин, председатель Коммунистической партии Китая и глава государства, называет «мухами» мелких чиновников-коррупционеров, тогда как «тигры» — элита китайского чиновничества, обвиняемая в крупных финансовых махинациях против государства. Программа SkyNet, ориентирована именно на «тигров», решивших скрываться от китайского правосудия в других странах.
Заниматься ловлей будут госорганы — Организационный отдел Центрального комитета Компартии Китая (КПК), Верховная народная прокуратура, министерство общественной безопасности КНР и Народный банк Китая.
SkyNet — это модификация антикоррупционной программы «Охота на лис», которая действовала в Китае в прошлом году.
SkyNet пытается не только задержать правонарушителей, но и предупредить попытки взяточничества, следя за личными счетами коррупционеров. Также SkyNet не ограничен во времени, поэтому подозреваемые не смогут, улучив момент сворачивания программы, скрыться из страны.
По данным Reuters, к декабрю 2014 года по программе «Охота на лис» в Китай было возвращено около 300 подозреваемых в экономических преступлениях. В модифицированной версии было расширено международное сотрудничество: в ноябре 2014 года странами — членами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества была принята Пекинская декларация по борьбе с коррупцией.
К ноябрю 2014 года, по данным Коммунистической партии Китая, соглашения об экстрадиции китайских экономических преступников были подписаны с 39 странами, с 52 странами был подписан договор об уголовной и судебной взаимопомощи. Также с 2014 года китайские агенты по борьбе с коррупцией начали работу в Канаде и других странах.
Какие именно действия будут спецслужбы Поднебесной вести за рубежом, неясно.
Официально сообщается, что правоохранительные органы будут убеждать коррупционеров вернуться домой.
Из заявлений Коммунистической партии понятно, что вовлеченные в проект SkyNet департаменты будут объединять свои усилия, чтобы ловить коррупционеров. В частности, речь идет о контроле подозрительных потоков капиталов и офшоров, а также о выявлении и ликвидации подпольных банков.
Что касается методов убеждения подозреваемых, то у некоторых китайских граждан возникают сомнения в правомерности способов, с помощью которых спецслужбы собираются возвращать подозреваемых на родину.
Судя по всему, китайские власти ведут работу и через прессу, убеждая чиновников, что за рубежом их ждет ужасная жизнь. В частности, издание Shanghai Daily публикует признания бывшего председателя одного из региональных отделений Коммунистической партии Вана Гоцяна, вернувшегося по собственной воле в Китай. Он сообщил изданию, что в течение двух лет и восьми месяцев, которые они с женой провели в США, они не рисковали пользоваться своими паспортами, посещать врачей, общаться с родственниками в Китае или встречаться с друзьями в Штатах.
Между тем амбиции китайских коррупционеров поистине впечатляют: за период с 2007 по 2012 год было зафиксировано более 81 тыс. случаев взяточничества, а общая сумма взяток по этим случаям составляет $3,6 млрд.
Самыми известными «тиграми» являются бывший член Политбюро ЦК КПК Бо Силай и Чжоу Юнкан, бывший министр общественной безопасности КНР. У семьи и приближенных Чжоу было изъято активов на сумму $14,5 млрд.
Программа SkyNet является частью китайской антикоррупционной политики, которую осуществляет центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины. В обязанности этого партийного органа входит наблюдение за поведением членов партии, раскрытие и наказание коррупции и антипартийного поведения среди 87 млн членов китайской партии власти. По мнению начальника этой организации, Китай может избавиться от коррупции в три этапа: сначала коррупционеры будут бояться брать взятки из-за возможности преследования их государством, затем произойдет проработка законодательства, не оставляющего лазеек для взяточников, что в итоге выльется во внутренний моральный запрет получения преступных денег в кругах чиновников всех рангов. Пока что Китай на первом этапе.
Профессор из Принстонского университета Мартин Флаэрти в беседе с «Газетой.Ru» указал, что само правительство Китая заинтересовано в борьбе с коррупцией.
«Китайское общество сильно обеспокоено коррупцией. Это главнейший фактор, подрывающий легитимность власти правительства и партии, — говорит Флаэрти. — Поэтому они и борются с коррупцией. Тем не менее в обществе есть мнение, что эта кампания больше нужна Си Цзиньпину, чтобы избавиться от политических конкурентов, таких как Чжоу Юнкан, чем избавиться от коррупции в целом».
Также профессор выделяет три основные цели антикоррупционной политики: поддержание легитимности нынешней власти, возможность избавиться от политических конкурентов и желание утвердить верховенство закона.
Правозащитники, в частности социалисты из Международного комитета Четвертого интернационала, считают, что активная борьба против коррупции может быть следствием усиления китайского движения за демократию, которое выразилось в Жасминовой революции 2011 года. Руководство КПК решило предпринять ответные действия, чем стали усиление цензуры (запрет Твиттера и YouTube, например) и попытки правительства доказать, что тоталитарный режим ничуть не хуже демократического. Власти решили бороться с одним из китайских вечноживущих злобных драконов — коррупцией.
Это исторический пережиток, все китайцы считают весьма уместным «отблагодарить» того, кто им помог, деньгами или подарками.
Кроме того, в Китае коррупция усугубляется и клановостью, пронизывающей все сферы китайской жизни, в том числе и государственные структуры.
Глава Китая Си Цзиньпин также отмечает, что коррупция наносит гигантский ущерб государству, ведь все крупнейшие компании, в которых процветает взяточничество и клановость, являются государственными. «Мы должны продолжать бороться против «тигров» и «мух» одновременно, решительно расследовать случаи нарушения закона руководящими работниками, а также как можно раньше вскрывать нездоровые тенденции и коррупционные проблемы, возникающие в нашем обществе», — сказал Си Цзиньпин национальному информационному агентству «Синьхуа».
Политика Китая приносит свои плоды. В рейтинге самых коррумпированных стран за 2014 год, опубликованном международной антикоррупционной организацией Transparency International, Россия была на 27-м месте в мире, тогда как Китай на 36-м. В 2012 году Китай был на 53 позиции выше России.