В понедельник вечером к началу Тверского бульвара стекались антифашисты и люди, знавшие адвоката Станислава Маркелова и журналистку Анастасию Бабурову. Отсюда планировалось пройти маршем к улице Пречистенка, где шесть лет назад националист Никита Тихонов застрелил в упор адвоката и журналистку, провожавшую его до метро с пресс-конференции, посвященной делу полковника Юрия Буданова, осужденного за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Маркелов представлял интересы семьи Кунгаевых.
Мэрия Москвы согласовала шествие по трем бульварам и последующее возложение цветов на месте убийства.
Организаторы — «Комитет 19 января» — заявляли, что шествие даст возможность почтить память «всех убитых фашистами» в стране в последнее время, будь то приезжие из стран СНГ, уроженцы неславянских регионов России или остальные «другие» — «слишком смуглые, слишком приезжие, слишком гомосексуальные». Последнее дало противникам представителей ЛГБТ повод объявить свой сбор. В итоге к Новопушкинскому скверу также пришли люди с георгиевскими ленточками на груди, которые называли себя членами национал-патриотического движения НОД. Сторонники этого движения не пропускали в последние месяцы ни одной массовой акции протеста. На этот раз они высматривали представителей ЛГБТ и требовали от сотрудников полиции задерживать их. Полицейские в итоге в какой-то момент перестали пропускать в сквер представителей обеих сторон. Тех, кто попытался возмущаться, препровождали в автозак. В их числе оказался активист Вадим Дергачев. «Задержали за то, что спросил у сотрудников полиции, почему они людей не пропускают на шествие. Сижу в автозаке», — написал он в твиттер около 19.30. Спустя час его привезли в ОВД «Тверское», проверили документы и отпустили.
Шествие двинулось около 19.40.
Люди держали большие плакаты с антифашистскими надписями, а также маленькие плакатики с фразами «Я Настя Бабурова», «Я Стас Маркелов».
Впереди шли в две шеренги сотрудники ОМОНа, а перед ними трусили пробравшиеся на марш люди с георгиевскими ленточками. Очевидцы писали в твиттер, что сторонники НОД снимали ленты и прятали их в карман, чтобы пройти через полицейские рамки. Митингующие двигались быстро по бульвару и буквально за пять минут добрались до его конца. Там они остановились, чтобы скандировать лозунги и дать себя сфотографировать на фоне памятника естествоиспытателю Клименту Тимирязеву. Сотрудники полиции перекрыли площадь Никитских Ворот, чтобы участники шествия быстро перешли на Никитский бульвар.
Следующий перекресток — на площади Арбатских Ворот — участники шествия пересекли около 20.00 по подземному переходу. В этот момент к оппонентам мероприятия подоспели их соратники. Они выстроились в шеренгу в начале Гоголевского бульвара и начали громко кричать, что содомия не пройдет. Организаторы марша остановили шествие. Несколько минут обе стороны пытались перекричать друг друга. Сотрудники полиции не вмешивались в противостояние, но, как только возник намек на потасовку, к месту событий направился ОМОН. Несколько человек были задержаны. Воспользовавшись тем, что шеренга противников движения «антифа» поредела, участники шествия обошли их и двинулись к станции метро «Кропоткинская».
В этот момент обстановка стала стремительно накаляться. На тротуаре у домов внезапно прогремел громкий хлопок.
Туда тут же ринулись ОМОНовцы, скрывшись в арке дома, куда вроде бы побежал взрывник. В толпе одни утверждали, что это была петарда, другие уверяли, что взрывпакет. Впрочем, припаркованные у тротуара автомобили казались неповрежденными, а позже в полиции заявили, что у некоторых задержанных были изъяты петарды.
А в конце Гоголевского бульвара шествие ждала засада. Там расположены торговые павильоны, которые сужают дорогу до 3–4 метров. Противники шествия встали там с целью преградить собой путь. Шествие тоже остановилось. Вперед выдвинулись сотрудники полиции, они начали обходить людей, оказавшихся в этот момент в торговых рядах, интересуясь, что именно они там делают. Всем предлагалось освободить дорогу для участников шествия. Благодаря поддержке ОМОНа путь был расчищен, и люди с плакатами вышли на Пречистенку.
На месте гибели адвоката и журналистки, у Белых палат — главного дома усадьбы князя Прозоровского, стояли их портреты, горели свечи. Цветы покрывали ступени и тротуар перед домом.
Рядом стояли полицейские, призывавшие в мегафон участников шествия быстро расставаться с цветами и уходить в метро.
Антифашисты сообщали друг другу, что надо расходиться не поодиночке, так как их противники готовят возмездие. Однако сообщений о последующих стычках не было.
По данным ГУ МВД по Москве, в шествии участвовали 250 человек. 10 человек были задержаны, в том числе несовершеннолетние. «В ходе проведения шествия между участниками мероприятия с различными политическими взглядами возникала потасовка, которая была незамедлительно пресечена сотрудниками полиции», — сообщили «Интерфаксу» в ГУ МВД.