Центр госязыка Латвии потребовал запретить употребление русского языка на рабочих местах.
Из официального обращения центра, опубликованного на его сайте, следует, что в ведомство поступил целый ряд жалоб на то, что служащие во время выполнения своих профессиональных обязанностей, к примеру в магазине, общественном транспорте или офисе, разговаривают на иностранном языке в присутствии своих клиентов. Наиболее распространенным иностранным языком, используемым в подобных случаях, Центр госязыка называет русский язык.
Запрещая разговаривать на иностранном языке, а точнее, на русском, власти взывают тем самым к сохранению родного языка и уважению государства.
«Недопустимо, чтобы работники, выполняя служебные и профессиональные обязанности, общались между собой на иностранном языке», — говорится в сообщении.
Центр госязыка также обратил внимание на речь чиновников, которые отныне должны давать интервью СМИ только на латышском языке.
«Не будем забывать, что Латвия — единственное место в мире, где может быть гарантировано существование и развитие латышского языка, а сужение сферы использования его как государственного на территории страны следует считать угрозой для его статуса. Поэтому призываем каждого работодателя обсудить с работниками значение использования госязыка при выполнении профессиональных обязанностей», — подытожили в Центре госязыка.
По версии политологов, данный призыв является мерой, за которой могут последовать предупреждения и реальные штрафы: Центр госязыка вправе устанавливать свои требования. Вот только подобный запрет на иностранные слова не совсем законен, считают эксперты, и за свои права можно попробовать побороться в суде.
«Решение Центра госязыка не соответствует закону о языке Латвийской Республики. Можно подать в суд на то, что решение не следует из закона о языке. Но суд, думаю, либо скажет, что это вытекает из закона, либо примет нейтральное толкование о том, что исполнительная власть может принять решение. Можно дойти до ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека). Но решения ЕСПЧ, как показывает практика, нужно ждать три-четыре года», — прокомментировал «Газете.Ru» политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
По мнению политолога, «расширительное толкование» Центра госязыка Латвии принято в ущерб интересам и правам русского населения.
«Это дополнительная дискриминация русского населения. Это еще один признак того, что, прежде всего, в балтийских странах у власти находятся русофобские силы», — добавил Брутер.
«Подобное решение — одно из самых серьезных, которые когда-либо принимал Центр госязыка. И думаю, в ближайшее время другие решения не станут принимать. Центр будет следить за последствиями исполнения этого требования».
Очередная попытка запрета русского языка латвийскими властями является шагом к укреплению этнократического режима в этой стране, полагает политолог, третий секретарь посольства России в Латвии в 2001–2005 годах Владимир Симиндей.
«Показательно, что подобное заявление делается в период председательства Латвии в Европейском союзе, которое началось 1 января 2015 года. Это свидетельствует о том, что этнократические круги Латвии используют любые возможности, чтобы в дальнейшем устроить национальную диктатуру», — отметил Владимир Симиндей.
Эксперт считает, что властям не добиться максимального усложнения жизни русскоязычного населения. Но проблем не избежать: отношения между людьми могут испортить доносчики.
«Безусловно, стопроцентного результата властям не достичь. Но градус конфликтности в коллективах возрастет. В корыстных побуждениях подобные факты возможны.
Жизнь русских людей в Латвии будет осложняться, а какие-то проходимцы подзаработают на доносах», — подчеркнул Симиндей.
В целом эксперты сходятся во мнении, что требование Центра госязыка не явилось шокирующим явлением — это всего лишь продолжение продуманного курса националистической политики. И на этом латвийские власти, вероятно, не остановятся.
«Самое главное, на чем правительство Латвии сосредоточится в ближайшие годы, — это ликвидация русской школы, --
рассказал «Газете.Ru» организатор движения в поддержку русского языка в Латвии Владимир Линдерман. — Официально это не провозглашено. Это не записано в декларации правящей партии. Но как курс это осуществляется. Сейчас в русской школе 60% предметов преподается на латышском языке, 40% — на русском. Предполагается перейти к следующему уровню — 80 на 20 процентов соответственно. Это фактически полная ликвидация русской школы. И это уже идет: есть несколько школ, где внедрена такая пропорция».
Противостоять взятому курсу правящей власти, как считает Линдерман, практически невозможно. Однако есть шанс затормозить принятие конкретных решений и даже ослабить их.
«Конечно, будет оказываться сопротивление, которое может мешать проведению конкретных решений властей, — пояснил Линдерман. — Можно что-то обжаловать, проводить уличные акции. Но у нас нет внутреннего ресурса, чтобы изменить курс правительства. Это нереально, потому что нас меньшинство».