Новость о переносе заседания сообщил сам Алексей Навальный на своем сайте navalny.com.
«5 минут назад всех нас (адвокатов, меня и Олега) уведомили, что оглашение приговора состоится завтра, 30 декабря, в 9 часов утра», — написал Навальный.
По словам оппозиционера, «такой вариант он не рассматривал».
«Мне несколько человек сказали «как-то это выглядит странно, могут перенести, сделать раньше и внезапнее», но мы такой вариант не рассматривали, так как он вообще в принципе невозможен, — пишет Алексей Навальный. — Но, как оказывается, нет таких исключений, которых нельзя устроить хорошим людям».
Вскоре после этого ситуацию прокомментировал и сам Замоскворецкий суд. В беседе с «Газетой.Ru» представитель суда пояснил, что «приговор уже готов».
«Оглашение приговора состоится в 9 утра. Причина переноса состоит в том, что приговор уже готов», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе суда.
Новость вызвала шквал дискуссий в соцсетях. Большинство пользователей обсуждали перенос заседания в контексте намеченного оппозицией несанкционированного народного схода, на который оппозиционеры собирались сразу после приговора.
Группа мероприятия, которое пока не было согласовано со столичными властями (по правилам, это можно сделать не раньше чем за 15 и не позже чем за 10 дней до события), была удалена из сети Facebook по требованию прокуратуры, и в дальнейшем упоминания о сходе вычищались из соцсетей и блогосферы.
Ввиду этого нынешний перенос оппозиция восприняла как попытку сорвать народный сход, на который, согласно счетчику в Facebook, собирались пойти свыше 30 тысяч человек.
Эксперты также сходятся в очевидной подоплеке решения: внезапный перенос приговора может заметно снизить число участников акции.
«Власти хотят избежать массового выступления. Другой причины нет, и, кстати, перенос показывает, что власть всерьез опасается массовой динамики», — указывает профессор МГИМО Валерий Соловей.
«Думаю, что это попытка вмешаться в планы протестующих. Каким бы ни был приговор, после него пройдет время. За это время его успеют обсудить, осудить, обмусолить, откомментировать, новостью он уже не будет. А если он будет не слишком жестким, то утонет в шампанском и растворится в посленовогоднем похмелье, — говорит политолог Константин Калачев. — Хорошо продуманное решение. Причем явно не спонтанное. Скорее всего, так изначально и планировалось. А если нет, значит, кто-то умный поправил».
Пресс-секретарь Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов) Алексея Навального Кира Ярмыш говорит, что об этом стало известно из звонка сотрудника ФСИН оппозиционеру по спецтелефону. Кроме того, адвокатам позвонили секретари суда.
«Дело Ив Роше сугубо политическое. Ни Олег, ни Алексей невиновны», — сказала Ярмыш «Газете.Ru». Свои прогнозы по вердикту она затруднилась привести, сказав, что «ждать можно что угодно».
Политолог Алексей Макаркин отмечает, что хотя из протестной волны из-за украинского кризиса и выпала переферийная часть коммунистов и националистов, основное ядро готово к митингам. Кроме того, на протестные настроения накладываются проблемы с российской экономикой.
Ранее Навальный уже был приговорен к условному наказанию по делу «Кировлеса», что усложняет его положение. В 2013 году Ленинский суд Кирова определил для него пять лет тюремного заключения. Приговор был обжалован прокуратурой, что стало сюрпризом для всех участников процесса. 16 октября Кировский областной суд изменил наказание на условное.
По делу «Ив Роше» прокуратура запросила для братьев Навальных серьезные сроки — 9 лет для Алексея и 8 лет для Олега. Уголовная арифметика, оглашенная в ходе прений, выглядит следующим образом. По каждой вмененной статье гособвинение требует назначить Олегу Навальному по шесть лет лишения свободы, путем частичного сложения наказаний получается восемь лет.
Алексею Навальному предполагается наказание в виде шести и трех лет тюремного заключения; путем частичного сложения с приговором по «Кировлесу» выходит 10 лет колонии — срок, назначаемый за убийства.
Наличие условной судимости, кстати, не означает, что новым приговором Навальный будет отправлен за решетку.
В случае вынесения судом условного наказания по обеим статьям, Алексей Навальный будет выпущен из-под домашнего ареста. Почему это возможно, «Газете.Ru» объяснил адвокат Дмитрий Аграновский.
«Обязательная отмена условного срока происходит тогда, когда в течение испытательного срока совершено преступление, — говорит Аграновский. — В данном случае вменяется совершение отдельных преступлений.
На момент совершения, по мнению правоохранительных органов, преступления, Навальный считался несудимым. Поэтому с точки зрения закона препятствий для его нового условного осуждения нет.
В случае условного наказания сроки по двум делам могут определенным образом сложить».
В случае если суд определит для Навального реальный срок заключения, оставшиеся годы условного наказания по делу «Кировлеса» могут также превратиться в реальные. В эквиваленте тюремного заключения срок, разумеется, станет меньше.
«С другой стороны, в случае приговора к реальному сроку, условный тоже может быть приплюсован указанным в законе образом, — продолжает Дмитрий Аграновский. — В целом, совершенно не обязательно, что ему назначат реальный срок лишения свободы. У нас в России не слишком жесткая карательная практика, если не говорить о Москве. Так что определение реального срока человеку, который положительно характеризуется, то есть когда не доказано нанесение значительного ущерба или имеет место преступление ненасильственного характера, совершенно не обязательно».
Аграновский также добавил, что по делу «Ив Роше» можно ожидать минимального наказания, учитывая слабую доказательную базу обвинения. Такого же мнения придерживаются адвокаты Навальных, настаивающие на невиновности подзащитных. Но последнее слово в деле «Ив Роше» остается за Замоскворецким райсудом, который определит судьбу Олега и Алексея Навальных 30 декабря.