Инцидент произошел в 7.24 по местному времени (3.24 мск). Самолет Airbus 320 следовал из Индонезии в Сингапур.
Диспетчерский пункт в Джакарте сообщил о том, что связь с лайнером утеряна.
После безуспешных попыток связаться со своим бортом авиакомпания Air Asia официально подтвердила ЧП.
«Air Asia с прискорбием подтверждает, что связь с рейсом QZ8501 Сурабая — Сингапур была потеряна в 7.24 этим утром», — сказано в заявлении авиакомпании на их странице в Facebook.
Авиаперевозчик уточнил, что перед тем, как связь была утеряна, самолет попросил разрешения отклониться от курса из-за погодных условий. Предположительно, пилоты приняли решение подняться на большую высоту, с 9750 до 11 500 м, чтобы облететь грозовой фронт.
Всего в самолете находились 155 человек, в том числе 16 детей и один младенец. Экипаж состоял из семи человек, включая двух пилотов.
По уточненным данным, россиян на борту не было: самолетом летели один гражданин Сингапура, один — Малайзии, один француз, трое жителей Южной Кореи, остальные — индонезийцы.
Вскоре после новости об потере связи с бортом власти Индонезии развернули поисково-спасательную операцию. Однако в первые часы никаких результатов она не принесла. Согласно координатам, зафиксированным перед потерей связи, самолет исчез возле острова Белитунг, расположенного между Калимантаном и Суматрой, однако сообщений о замеченных обломках не поступало. Лайнер не посылал сигнала бедствия.
Вскоре на экстренной пресс-конференции чиновники заявили, что самолет «почти наверняка упал», поскольку к этому времени у него уже должно было закончиться топливо.
«Нет никаких возможностей, чтобы рейс QZ8501 продолжил полет. У самолета был запас топлива на 4,5 часа», — заявили индонезийские чиновники.
При этом гендиректор управления воздушного транспорта индонезийского минтранса Джоко Мурджатмо заявил, что сообщать о крушении преждевременно.
«На этот момент мы не хотим решительно утверждать ничего за исключением того, что связь с самолетом было потеряна», — сказал Мурджатмо.
Тем временем, как передают СМИ, в аэропорту Сингапура собрались родственники пропавших пассажиров, которые ждут последних новостей с поисковой операции.
Для того чтобы выяснить судьбу лайнера, власти Индонезии направили на место предполагаемого крушения самолет, два вертолета и шесть спасательных судов.
Примечательно, что параллельно с официальными заявлениями индонезийские СМИ со ссылкой на источники в различных ведомствах страны публиковали сообщения о том, что самолет рухнул в океан и даже про якобы замеченные у берегов Белитунга обломки. Власти опровергли эту информацию.
Что именно могло стать причиной ЧП, пока неизвестно. Как сообщает Air Asia, самолет был технически исправен и проходил последнее плановое техобслуживание 16 ноября этого года. Пилотировал же борт опытный пилот, с налетом в 6100 часов. Второй пилот имел 2275 часов налета.
Если индонезийский самолет все же потерпел крушение над Яванским морем, то на поисковую операцию может уйти не один день. Похожий инцидент с участием борта малайзийских авиалиний произошел 8 марта этого года, когда Boeing 777 пропал с радаров во время полета над Южно-Китайским морем. Так же как и в нынешнем случае, связь с бортом неожиданно пропала и о судьбе самолета ничего не было известно.
Лишь 24 марта 2014 года власти Малайзии смогли сделать первые заявления о том, что лайнер потерпел крушение, опираясь на данные спутников. Впрочем, в этой ситуации так до конца ничего и не ясно.
Это уже третий за этот год трагический инцидент с авиалиниями Юго-Восточной Азии. Второй малайзийский Boeing (после пропавшего в марте этого года) был сбит 17 июля в зоне конфликта на юго-востоке Украины. На его борту находились 298 человек, все они погибли.