Рассмотрение иска Генпрокуратуры о признании экстремистскими движений «Правый сектор», УНА-УНСО (организация запрещена в России) и УПА (организация запрещена в России) проходило в закрытом режиме. Как было объявлено, причиной стали некие секретные материалы, которые зачитывались в ходе заседания.
В результате ВС принял решение не в пользу украинских националистов: организации «Правый сектор», УНА-УНСО и УПА были признаны экстремистскими. Вместе с ними под запрет попала организация «Тризуб».
Ключевым вопросом по итогам заседания стали последствия этого решения, а именно — как изменится правоприменительная практика в России, связанная с деятельностью украинских националистов.
Так, к примеру, Роскомнадзор и Генпрокуратура держали руку на пульсе еще с начала этого года. Сообщества, связанные с «Правым сектором» в социальной сети «ВКонтакте», самое крупное из которых насчитывает почти полмиллиона подписчиков, были заблокированы еще в марте 2014 года.
«Данный материал заблокирован решением Роскомнадзора №01КМ-7376 от 02.03.2014», — гласит объявление, возникающее при попытке зайти на страницу.
Таким образом у ведомств-регуляторов не возникало необходимости в судебном решении для того, чтобы проводить антиэкстремистскую политику. Об этом говорят и в самом Роскомнадзоре.
«Для нас было достаточно решения Генпрокуратуры, — пояснили «Газете.Ru» в ведомстве. — Станет ли политика жестче? Мы и так довольно четко и определенно обозначили свою позицию по отношению к присутствию «Правого сектора» в российском информационном пространстве. Теперь при вынесении собственных решений мы сможем опираться в том числе на правовые акты Верховного суда, что повысит уровень их легитимности».
Однако демонстративной формальностью решение ВС также не является. Во-первых, согласно принятой практике, запрещенные организации после вступления решения в силу будут внесены в черный список Минюста, встав рядом с другими экстремистскими и террористическими организациями.
В свою очередь это, считают эксперты, позволит российским силовикам возбуждать соответствующие уголовные дела.
«Теперь если найти в России человека, который что-нибудь сделал в пользу УНСО, то его можно привлечь по статье 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) за участие в экстремистском сообществе, — говорит директор правозащитного центра «Сова» Александр Верховский.
По словам Верховского, последствия затронут и СМИ.
«Масс-медиа, которые упоминают эти организации, должны будут оговаривать, что они являются запрещенными», — указывает Верховский. Наконец, по словам эксперта, рвение на местах и погоня за показателями могут сподвигнуть силовиков на возбуждение уголовных дел против россиян, которые неосторожно выкажут поддержку украинским националистам.
«Де факто «Правого сектора» в России не существует, но наверняка найдется человек, который желает чем-то помочь — словом или, скорее, делом. Скажет, например, что они молодцы. Это можно расценить как соучастие. Похожие случаи были в Ставропольском крае, в Краснодаре: сепаратизма там нет, но уголовные дела есть, и люди сидят», — говорит Верховский.
УНА-УНСО, «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона», украинская политическая партия с праворадикальным уклоном. УПА — «Украинская повстанческая армия», воевавшая в период оккупации Украины Германией против Красной армии. «Тризуб» также является праворадикальной организацией украинских националистов, ее полное название — Всеукраинская организация «Тризуб» (организация запрещена в России) имени Степана Бандеры.