С середины ноября в России будут запрещены атрибутика и символика организаций, которые сотрудничали с фашистами и нацистами, с их организациями и движениями. Кроме того, под запрет попадут атрибутика и символика организаций, сотрудничавших с другими организациями, отрицающими факты и выводы, установленные приговором Нюрнбергского трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Нюрнбергского трибунала. Например, под эти определения попадает российский триколор, использовавшийся Русской освободительной армией генерала Андрея Власова, а также символика Исламской Республики Иран, бывший президент которой Махмуд Ахмадинежад неоднократно ставил под сомнение осужденный Нюрнбергским процессом холокост. Видимо, чтобы избежать коллизий, определять черный список будет правительство.
«Перечень таких организаций, а также соответствующей атрибутики и символики будет определяться в порядке, установленном правительством Российской Федерации», — сообщается в тексте закона.
По словам одного из авторов законопроекта, заместителя председателя Государственной думы Сергея Железняка, документ в первую очередь направлен против последователей идеологии Степана Бандеры, а также с целью пресечения попыток фальсификации истории Великой Отечественной войны и глумления над исторической памятью.
«Наша задача — стать центром международного антифашистского движения, который сегодня должен дать мощный отпор тем силам реваншизма, неонацизма и радикального национализма, которые поднимают голову далеко не только на Украине. Ведь те события, которые происходят на Украине, происходят при попустительстве властей и общественности многих западных стран, многих международных организаций, в том числе и тех, которые называют себя правозащитными», — заявил Железняк, выступая на пленарном заседании палаты.
Ни один депутат Государственной думы не проголосовал против этого закона: благодаря 443 голосам «за» он вступит в силу в субботу, 15 ноября.
«Сегодня в России отдельные так называемые представители несистемной оппозиции позволяют себе выходить на марши и демонстрации с символами и атрибутами тех коллаборационистов, которые скрыто воевали на стороне фашистской Германии», — напомнил Сергей Железняк. И призвать их к ответу, по словам депутата, трудно, поскольку есть отговорка, ведь в законодательстве России не предусмотрена ответственность за демонстрацию таких символов.
Это заявление вызвало недоумение у экспертов, которые напомнили, что у нас действует статья 20.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Она предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики или публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
«Могу сказать, что Сергей Железняк производит впечатление человека, незнакомого с российским законодательством. Уже есть статья в КоАП, запрещающая символику. Ничего нового не нужно, чтобы запретить подростку ходить со свастикой. Вот, например, вчера оштрафовали скинхеда в городе Галич Костромской области на тысячу рублей по статье 20.3 КоАП и обязали его ходить в закрытой одежде в теплое время года. И никакой депутат Железняк не нужен, чтобы такие вещи делать», — рассказала «Газете.Ru» Мария Розальская, сотрудник информационного центра «Сова», изучающего проблемы национализма и ксенофобии.
По ее мнению, ничего кардинально нового закон не содержит, но порождает еще большую путаницу и может повлечь за собой практику произвольного применения.
«В законе прописан очень интересный финт: порядок попадания организаций и символики в запрещенный список будет установлен правительством РФ. В общем, порядок произвольный — не в законе прописано, а правительство будет решать. На мой взгляд, это очень странный принцип разделения властей: есть законодательная и исполнительная, а тут вне права все происходит, правительство само принимает закон и само решает», — говорит Розальская.
Она считает, что закон принят в сиюминутных политических целях. «Этот закон — имитация деятельности: мы покажем сейчас, что мы боремся с бандеровцами. Вот и все. Это такой же бесполезный закон, как закон о реабилитации нацизма. Он существует несколько месяцев, на практике он никак не применялся, и уже внесен законопроект о внесении поправок в этот неприменяемый закон. Суть поправок в ужесточении наказания. Это просто законотворческая игра», — говорит Розальская.
«Непонятно вообще, например, про запрет организаций, сотрудничавших с фашистами.
До определенного времени советское руководство сотрудничало с фашистскими партиями. Будем ли мы запрещать серп и молот — символику КПРФ?
Буквально трактуя закон, например, нельзя показывать фильм про Штирлица, потому что там есть свастика, это если анекдотически воспринимать закон. По поводу этого закона у меня такое ощущение, что его придумал человек, который вышел из леса, ему дали в руки микроскоп, а он стал им заколачивать гвозди», — раскритиковала инициативу депутатов Розальская.
Однако в пресс-службе Железняка «Газету.Ru» успокоили, сообщив, что действие закона не распространяется на военные фильмы.
«Использование нацистской и коллаборационистской символики не в целях пропаганды нацизма, а в научных исследованиях, аналитических материалах, фото- и кинодокументалистике, художественных произведениях не будет преследоваться по закону, если такое использование раскрывает античеловеческую, разрушительную сущность нацистской идеологии и преступлений ее последователей», — заверила «Газету.Ru» пресс-секретарь вице-спикера Натэлла Стародубцева.
Лидер объединения «Русские» Дмитрий Демушкин также уверен, что на практике закон не принесет ничего нового, ведь на митингах никто не использует нацистскую символику.
«Уже давно никакую символику на марши не пускают — не то чтобы запрещенную, но даже подозрительную», — говорит Демушкин.
«Например, нельзя объяснить с точки зрения закона запрет на все баннеры с изображением двух цифр — 88, но никогда на марши полиция не допускает такое. То же самое можно сказать и про какие-то лозунги против президента: вроде не запрещено критиковать власть, но все антипутинские плакаты отправляются в копилку к полицейским. Насчет Украины — ну, попробуйте на любое мероприятие прийти с флагом «Правого сектора» (организация запрещена в России), например. Никакого закона не нужно будет, чтобы вас задержали и провели длительную беседу с последствиями. А символику отдельных украинских националистов запрещать крайне абсурдно, они ее придумывать будут быстрее, чем депутаты запрещать. У нас умудрялись у людей изымать украинский флаг, с точки зрения закона он не запрещен, но у всех, кто его принес, флаг отобрали. Поэтому не понимаю, что этот закон дает. Я вам могу огромное количество мест показать, где давно и свастика в архитектуре присутствует, и имперский флаг висит. Но на суде вас все равно за эту свастику будут судить, сколько ни доказывай, что это христианский символ», — поделился своим мнением с «Газетой.Ru» Дмитрий Демушкин.