Как сообщает The Guardian, спустя годы разбирательств соглашения удалось достигнуть мирным путем.
Это первый случай, когда полиция британской столицы, или, как называют ее, Скотленд-Ярд, выплатит компенсацию женщине, обманутой тайными агентами.
Британка с вымышленным именем Джеки (настоящее имя она просила сохранить в тайне) долгие годы даже не догадывалась, кем является отец ее ребенка. Горькую правду она узнала только в 2012 году, когда прочитала статью о том, как британская полиция в целях слежки за радикальными общественными группами, в том числе и Greenpeace, внедряла в их ряды агентов под прикрытием.
С отцом своего ребенка Бобом Ламбертом 22-летняя Джеки познакомилась в 1984 году. Она была молодой активисткой и боролась за права животных и охрану окружающей среды. Ламберт при знакомстве с девушкой представился левым радикалом Бобом Робинсоном. Хотя на самом деле он был сотрудником отдела SDS (специальная демонстрационная группа), который с 1968 до 2008 года внедрял агентов в радикальные организации. У Джеки и ее соратников не возникло подозрений, что Боба направила полиция, чтобы наблюдать за ними.
Для Джеки Робинсон оказался первой любовью. С ее слов, он покорил ее харизматичностью. Очарованная девушка через год родила ему сына. Тогда она еще не знала, что у «ее» Боба уже была законная жена и дети.
Джеки никак не могла поверить, что можно притворяться несколько лет и делать это очень правдоподобно.
«Я жила со шпионом, которому платило правительство, чтобы за мной следить. Он был со мной, когда я рожала. Видел каждую интимную часть меня. Он находился рядом со мной в течение 14 часов, пока шли роды»,
— рассказала женщина газете The Guardian.
Ламберт был заботливым отцом. Но, когда сыну исполнилось два года, он покинул лжесемью и вернулся к настоящей жене и детям. Тогда он сказал Джеки, что ему необходимо бежать за границу, чтобы скрыться от полиции, которая якобы его преследовала за активную позицию относительно защиты прав животных.
На самом деле Ламберт вернулся в Скотленд-Ярд, где его ждало повышение.
В полиции он работал до 1990-х годов и контролировал агентов под прикрытием, в числе которых он сам когда-то был. Помимо Джеки на счету Ламберта еще три женщины, с которыми он вступал в связь в рамках проведения спецопераций.
Активисты, защитники природы, разоблачили Ламберта в 2011 году, случайно узнав в нем своего бывшего «единомышленника». К тому времени он уже покинул полицию и стал профессором в университете. Разоблачители заставили его написать заявление с признанием в сотрудничестве с тайной полицией.
Спустя год Джеки узнала о шпионской деятельности Ламберта из местных газет и разыскала свою первую любовь.
Для Джеки правда об истинном лице отца ее ребенка была сильным ударом. Женщина долгое время обращалась в полицию с вопросами, требовала объяснений, но не получала никаких ответов. Она даже подумывала о самоубийстве.
«Я разговаривала с моим психиатром об этом, — поделилась Джеки с The Guardian. – Я живу в стране, которая защищает свои учреждения так сильно, что такие, как я, для них ничего не значат.
Я как маленький муравей, а они как большой слон, наступающий на маленького муравья».
Джеки говорила, что чувствовала себя «изнасилованной государством». Два года она не могла добиться решения по своему вопросу.
«Это было так, словно они пинали меня все время, — негодовала женщина. – Я чувствовала, что они бросили меня в море, оставили там, а я тонула и пыталась за что-то зацепиться».
Сам Ламберт свою вину признал и попросил у Джеки прощения за прошлые ошибки.
После того как вся история всплыла, он решил наладить отношения с брошенным сыном. Сейчас они видятся и поддерживают отношения.
В мае этого года министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй распорядилась провести расследование деятельности специального отдела, работающего под прикрытием. И только тогда в Скотленд-Ярде частично признали вину и извинились за поведение Ламберта.
«Мы приносим безоговорочные извинения за возможные боль и страдания», — заявили в Скотленд-Ярде.
В то же время там подчеркнули, что тайным агентам не разрешалось ни при каких обстоятельствах вступать в сексуальные отношения с теми, за кем они шпионили. Однако благодаря разоблачениям активистов доказано, что такие отношения не были редкостью и могли длиться годами.
Еще десять женщин, которые имели романы с тайными агентами, выдвинули обвинения в адрес Скотленд-Ярда и намерены получить компенсации за причиненные душевные страдания.