В Краснодарском крае простились с журналистом Валерием Донским (фамилия по паспорту — Бондаренко), который скончался в московской больнице после плена на Украине: по словам журналиста, несколько дней его держали в холодной камере, что привело к двустороннему воспалению легких. Скудная информация о произошедшем в значительной степени почерпнута из последних записей самого журналиста.
«В общем, долго писать сегодня не буду. Сил нет. Мы тут пять дней назад загремели в плен на границе. Нас держали в жутко холодном железном бараке. Три дня мерз как с… и молился богам эфира. Через три дня нас выпускают, и мы мчимся в мск. Тут я попадаю в больницу. Меня откачивали сутки. Двухстороннее воспаление легких. Вот она, работа»,
— это сообщение 29 сентября он отправил своей коллеге, корреспонденту телерадиокомпании «Электрон» Дарье Суховой. После этого еще писал, что родители хотят забрать его в родной Абинск и что не будет сопротивляться.
Это практически все, что известно о пребывании Валерия в Донбассе.
«После ухода Валеры из «Электрона» поддерживала с ним связь, общались на общие темы. В августе он написал, что устроился в «Газпром», где переводил с английского специализированную литературу, буклеты. Как я поняла, на время «завязал» с журналистикой. Потом, 29 сентября, мне пришло сообщение про плен», — рассказала «Газете.Ru» Сухова.
Бывшие на похоронах журналисты рассказывают, что и у родных информации не больше, уточняют только, что его задержала национальная гвардия Украины. Где, у какого подразделения и почему он оказался в плену – неизвестно.
В 2012–2013 годах Донской работал шеф-редактором радиостанции «Электрон» в Крымске. В страшные дни июльского наводнения делал то, что, собственно, и должен делать журналист – первым доводил информацию, общался в прямом эфире с жителями, не стеснялся задавать чиновникам острые вопросы. Для Кубани, тем более провинциального Крымска, где власти привыкли держать журналистов на коротком поводке, такое поведение стало открытием – посыпались обвинения в «дезинформации», «накручивании рейтинга», казаки написали в редакцию «ноту недоверия» Донскому. Но зрители с нетерпением ждали каждый выпуск, передача обошла по рейтингу неповоротливые официозные медиа.
Вот история о том, что Валерий не боялся даже высоких краевых начальников. В феврале прошлого года он критически затронул болезненную для руководства края тему реестрового, а значит, подконтрольного администрации казачества. В эфире обсуждали покушение на заместителя атамана Анапы Николая Нестеренко, помимо казачьей деятельности владевшего несколькими рынками. Рассуждая об этом, журналист предложил обсудить – должны ли вообще атаманы, находящиеся на государственном кормлении, заниматься бизнесом? Поднятая тема настолько задела казачье руководство, что 13 марта 2013 года несколько десятков мужчин в папахах атаковали «Электрон», требуя для расправы Донского.
Атаман Кубанского казачьего войска, по совместительству вице-губернатор Николай Долуда тогда заявил, что крымский журналист «организовал настоящую травлю реестровых казаков и представителей РПЦ». Комментируя налет мужчин в папахах, вице-губернатор подчеркнул: «Лично я считаю, что они молодцы!»
Валерию не дали работать в Крымске. «Меня слили по просьбе чиновников. Меня на Кубани никуда на работу не возьмут», — поделился он в прошлом году с автором этих строк.
Переехав в Москву, писал для газет, но продолжал грезить радиоэфирами. В шутку признался: «У меня ломки без микрофона».
Валерий был настоящий журналист. «Неподкупный. Бесстрашный. В его адрес звучали угрозы, но он продолжал поднимать темы и задавать вопросы, которые некоторым собеседникам не нравились. Они не привыкли такое слышать от журналиста», — рассказал «Газете.Ru» редактор службы новостей «Электрона» Игорь Алферов.
«В 2013 году мы искали корреспондента, который писал бы для нашего издания репортажи с суда над чиновником, обвиняемым в халатности во время наводнения в Крымске. Никто лучше Донского для вас не напишет, говорили его коллеги. И это действительно было так, потому что писал эти тексты человек, которому явно было не все равно. Общались мы только по телефону. Это тот редкий тип людей, которым сразу начинаешь верить. Знаешь, что они не подведут, напишут вовремя и как обещали, да и вообще будут последовательными во всех своих проявлениях», — рассказывает руководитель региональной корсети «Газеты.Ru» Эля Вермишева.
Коллеги отмечают, что все задуманное он доводил до конца: решил рассказать правду о том, как реально, а не на официальной картинке в дни трагедии вела себя администрация Крымска, — нажил на этом кучу врагов, но рассказал. Он не смотрел на должность и ресурсы собеседника в эфире, совершенно одинаково общался с пришедшими в студию депутатом Госдумы и рядовой пенсионеркой. Главным для него был слушатель. И та правда, которую он хотел донести до него. К сожалению, своей последней правды Валера в эфир так и не выдал.
Редакция «Газеты.Ru» искренне соболезнует родным и близким Валерия Донского.