Процесс под председательством судьи Бориса Миронова начался с громкого заявления одного из адвокатов обвиняемого Игоря Бурлакова.
«Я и мой подзащитный выражаем недоверие всему составу Пугачевского районного суда, — заявил он. — Просим назначить заседание в любом другом районном суде. Данное дело политизировано и имело большой резонанс именно на территории Пугачевского района. Преступление неординарное, хотя и до, и после совершались такие же преступления». Напомним, что убийство десантника подростком из Чечни спровоцировало массовые волнения и стихийные митинги в Пугачеве, жители города перекрывали рельсы и федеральную автотрассу, пытались прорваться в здание местной администрации, требуя от властей правосудия и защиты.
Во время перерыва, когда судья решал, самоустраниться ему из процесса или нет, адвокат, который, по собственному признанию, не первый раз защищает в суде интересы выходцев из Чечни, пояснил корреспонденту «Газеты.Ru»: «Это дело совершенно политизированное.
Мой подзащитный такой же человек, только чеченской национальности. Почему к нему такое пристальное внимание?
До этого в районе были убийства и после были. Но не было никаких массовых беспорядков. Почему в зале целая толпа представителей администрации? Они должны заниматься наведением порядка, а не в суде сидеть. Разве это не говорит о политизированности?»
Прокурор Ольга Чернова, представляющая обвинение, и потерпевшая — мать погибшего десантника Светлана Маржанова попросили суд в удовлетворении ходатайства об отводе отказать, «как несоответствующем законодательству». Судья Смирнов сторону обвинения поддержал, и процесс продолжился под его председательством.
После чего было зачитано обвинительное заключение. По версии следствия, Руслан Маржанов пострадал из-за того, что
«обладал авторитетом в молодежной среде, был физически развит, занимался спортом и проходил службу в воздушно-десантных войсках», а убийство было заранее задумано, дабы «показать свое физическое превосходство».
Из материалов дела следовало, что летом 2013 года братья Хамзат и Хизир Назировы выехали в Пугачев, где в кафе «Золотая бочка» «из хулиганских действий, для доказательства физического превосходства» задумали совершить убийство Руслана Маржанова. Стать исполнителем убийства предложили младшему из братьев — несовершеннолетнему Али, которому Назировы и еще один фигурант Руслан Хайдаев обещали содействие: транспорт, обеспечение прибытия Маржанова, а потом вывоз всех участников и сокрытие следов преступления. В качестве орудия было решено использовать ветеринарный скальпель. При этом было запланировано, что Хайдаев перед дракой и последующим убийством демонстративно обыщет одежду Али Назирова и, чтобы ввести в заблуждение присутствующих, заявит, что никакого оружия нет. Али на уговоры братьев согласился.
Вечером 5 июля Хизир Назиров взял автомобиль, и на нем все участники будущего убийства приехали к кафе «Золотая бочка». Скальпель, заранее заточенный Хайдаевым для большей остроты, Али Назиров взял с собой и спрятал в носок на правой ноге. В кафе Маржанова не оказалось, и уже около часа ночи 6 июля Хизир позвонил десантнику, предложив ему встретиться в «Золотой бочке». Маржанов приехал, и Хизир предложил ему драку с Али Назировым.
По версии следствия, Маржанов пытался отказаться, но после заверения в том, что Али не будет использовать холодное оружие, согласился. Хайдаев, как и было договорено, демонстративно обыскал Али и сообщил об отсутствии «колюще-режущих предметов», «не заметив» скальпеля.
Для драки выбрали место подальше от освещения, через дорогу от кафе. Как утверждает следствие, а было заявлено о допросе более 100 свидетелей, сначала Али нанес не менее шести ударов кулаками. В это время старшие братья и Хайдаев не допускали к дерущимся тех, кто мог прекратить потасовку. Назиров в ходе драки незаметно для окружающих достал из носка скальпель и нанес не менее 17 ударов в голову и конечности Маржанова. Десантник успешно оборонялся, не давая нанести смертельный удар.
В это время к дерущимся подбежал Хайдаев и принялся избивать Маржанова, который отвлекся на нового противника и пропустил удары скальпелем.
Как утверждает сторона обвинения, Маржанов скончался здесь же, на месте драки.
Этот момент, если не считать того, что взрослый Руслан Маржанов, прошедший службу в ВДВ, вообще решил связаться с несовершеннолетним, пока представляется самым сомнительным.
Ранее и свидетели, и врачи районной больницы, куда Маржанова привезли после драки, заявляли, что молодой человек был еще жив, однако скончался не приходя в сознание.
Более того, родственники Назировых с самого начала заявляли о том, что врачи не спешили оказывать медицинскую помощь, задержавшись на 45 минут.
«После того как они созвонились, Маржанов мог бы и не приехать на драку, — заявила корреспонденту «Газеты.Ru» тетя обвиняемого — Яха Назирова. — Если бы он не приехал, этого бы не случилось. Значит, у Маржанова были какие-то намерения. Они назначили «стрелку». Это бытовая драка, сколько таких случаев здесь было. Об этом никто не говорит. Почему 45 минут ждали врачей, ни один из них не помог. Это не афишируют. Здесь 100%-ная халатность врачей. Если бы вовремя врачи осмотрели, этого бы не случилось».
В ответ на такие обвинения главврач больницы Ольга Заботина ранее утверждала, что помощь Руслану Маржанову была оказана незамедлительно, но раны были несовместимы с жизнью.
Несмотря на эти неоднократные заявления, обвинение посчитало, что Хизир Назиров, пытаясь скрыть от окружающих последствия драки, отвез Маржанова в приемный покой больницы. Хайдаев в это время убежал и позже присоединился к Хизиру. Вместе они вернулись к «Золотой бочке». Хамзат с Али также убежали, причем сразу стали пытаться скрыть следы произошедшего. Али снял и спрятал рубашку со следами крови, а Хамзат отдал ему свою спортивную кофту. Молодые люди попросили у прохожего телефон и созвонились с Хизиром, который забрал всех участников и увез из Пугачева. По дороге они сломали сим-карты и выбросили их.
Такова картина происшествия — по версии следствия и обвинения.
Кроме эпизода со смертью Маржанова следствие выявило покушение на еще одно убийство местного жителя Артема Глущенко, которое Хадаев и Али Назиров якобы пытались совершить в ночь на 26 мая 2013 года.
Тогда, как считает обвинение, Хайдаев подрался с Глущенко и решил его убить. Он удерживал его на полу, а Али Назирову крикнул, чтобы тот взял из машины нож. Али с ножом в руке побежал к дерущимся, но дорогу ему преградил один из очевидцев драки, который не только смог выбить нож из рук младшего Назирова, но и оттащить Хайдаева. После этого все разбежались.
Признанный пострадавшим Артем Глущенко на сегодняшнее заседание не явился и письменно заявил о нежелании участвовать в процессе. «Он пишет, что знает о том, что сегодня будет судебный процесс по делу, но находится за пределами Пугачева и не желает участвовать в судебном заседании. Подтверждает показания, данные на следствии», — зачитал судья ходатайство Глущенко.
Свое нежелание участвовать в процессе Глущенко никак не объяснил, а вот Али Назиров в ответ на все обвинения заявил, что признает вину частично, а именно — согласился с тем, что наносил удары Руслану Маржанову, но в ситуации с Глущенко заявил, что его вообще не было во время конфликта.
«Это неправда ничего, — заявил Назиров, которому периодически требовалась помощь переводчика. — Я все понял, но вину признаю частично. Я Глущенко не признаю, меня там вообще не было. Что я ударил Маржанова — признаю, но братья ни при чем. Братья не виноваты. По первому эпизоду — не признаю».
Семья Назировых еще до суда заявляла о невиновности несовершеннолетнего Али.
«Он виновен лишь в том, что согласился подраться не с ровесником, а с 20-летним парнем», — отметила Яха Назирова. После сегодняшнего заседания матери Али Назирова вновь не дали пообщаться с сыном. Как заявляют она и подсудимый, у них не было ни одного свидания за все год и три месяца следствия.
Пострадавшая мать убитого десантника Светлана Маржанова во вторник давать показания отказалась, сказав, что к этому не готова. Заседание продолжится в среду. Если учесть, что незадолго до суда Назирову продлили срок заключения под стражей еще на полгода, а совершеннолетние Назировы и Хайдаев еще только знакомятся с материалами дела в областном суде, скорой развязки ждать не приходится. Пока что Али Назирову предъявлено обвинение по двум эпизодам — покушение на убийство Артема Глущенко, которое не состоялось по независящим обстоятельствам, и убийство Руслана Маржанова.