Запад не пострадает
Департамент транспорта Москвы успокоил жителей западной части города, пояснив, что в ближайшее время Филевская линия Московского метрополитена не будет закрыта на реконструкцию. Дело в том, что проекта реконструкции еще нет, и какие работы будут проводиться, тоже не ясно.
«Проект реконструкции Филевской линии еще не разработан. Речь о закрытии в ближайшие два года не идет. Сообщения в некоторых СМИ о закрытии линии не соответствуют действительности», — прокомментировали «Газете.Ru» в департаменте транспорта Москвы. Проект реконструкции Филевской линии подготовят только к 2015 году.
«Мы найдем технологическое решение, которое позволит свести к минимуму неудобства для пассажиров метрополитена.
Сейчас ни о каком закрытии Филевской линии для реконструкции речи не идет», — заявил «Газете.Ru» начальник ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Пегов.
О том, что жители запада Москвы могут оказаться отрезанными от метро, заговорили после заявления главного инженера Московского метрополитена Николая Бабушкина. «Есть вариант поднять линию на эстакаду, а территорию внизу застроить и организовать проходы, — пояснил Бабушкин. — Но рассматривается и вариант реконструкции путевого хозяйства и вестибюлей, при этом трасса останется на прежнем месте. Также возможен вариант устройства перекрытия (движения на ветке) между отдельными районами. Выбор варианта будет определяться технико-экономическими показателями».
В пресс-службе Московского метрополитена пояснили, что инфраструктура Филевской линии, открытой еще в 1958 году, действительно нуждается в обновлении. При этом есть возможность провести ремонт без полного закрытия ветки. «Специалисты Московского метрополитена готовят предложения реконструкции участков линии, не предусматривающие полного ее закрытия. Предложения будут подготовлены и направлены для принятия соответствующего решения в правительство Москвы», — пояснили в пресс-службе метрополитена.
Эксперты перечисляют проблемы «голубой» ветки.
«В наихудшем состоянии сейчас находится открытый участок от «Багратионовской» станции до «Кунцевской», где есть разрушения несущих конструкций, платформ,
— рассказал «Газете.Ru» руководитель интернет-проекта «Московское метро», эксперт общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков. — Помимо этого, требуются ремонт полотна железнодорожной линии, восстановление дренажной системы для отвода сточных вод, линий связи, электроснабжения». Он поясняет, что в разное время рассматривались разные предложения по реконструкции, как такового проекта пока нет. «Есть несколько вариантов: от приведения данного участка в соответствие нормативам до комплексной реконструкции. Поэтому и рассматриваются разные технологии и сроки. О каком варианте именно сейчас идет речь, я не знаю», — говорит Свириденков.
Выбор во многом зависит от объема финансирования из городского бюджета. По мнению Свириденкова, дополнительной нагрузки бюджету столицы удастся избежать в том случае, если в реализацию проекта включится сторонний инвестор. Соответственно, выбор того или иного пути облагораживания линии зависит от увлеченности инвесторов вкладывать средства.
«На мой взгляд, более приемлем спокойный вариант реконструкции линии, который следует проводить поэтапно, — отмечает Свириденков. — Значительных неудобств для пассажиров это не принесет».
Он отметил, что бюджетные средства можно расходовать более эффективно. В Москве есть участки линий, построенные еще в 1930–1940-х годах, и эксплуатация изношенного оборудования обходится дороже, чем приобретение нового. Есть районы, которые десятилетиями ждут прихода метро, предполагаемый пассажиропоток там достаточно высок. И более целесообразно, считает Свириденков, перенаправить средства на эти цели.
Филевская линия Московского метрополитена насчитывает 13 станций. Ее эксплуатационная длина составляет 14,9 км. Линию обслуживают четырехвагонные составы. Филевская линия — единственная линия московского метро, не считая Бутовской линии легкого метро, большая часть которой находится на поверхности. Официальная дата открытия линии — 7 ноября 1958 года.
Наземка выручит подземку
У руководства Московского метрополитена большие планы по закрытию других станций для ремонта эскалаторов и вестибюлей. О закрытии южного входа на станцию «Ботанический сад» говорили еще год назад, обещая завершить реконструкцию к концу 2014 года. Сейчас стало известно, что ремонт только начнется в декабре этого года. Будут заменены три эскалатора. На северном выходе станции эскалаторов нет — только лестницы.
В те же сроки будут менять эскалаторы на станции «Проспект Мира» кольцевой линии. Сам вход на станцию закроют, но перейти на нее можно будет с Калужско-Рижской линии. На станции сейчас по три эскалатора. Специалисты метрополитена разработали проект по увеличению их числа до четырех.
Еще три станции будут закрыты для ремонта эскалаторов в 2015 году.
«С 1 января станция «Бауманская» закрывается, будут заменены эскалаторы и отремонтирован вестибюль», — сказал начальник метрополитена Дмитрий Пегов. У этой станции только один выход, поэтому ее будут полностью закрывать, поезда будут проезжать мимо без остановки. Эскалаторы на «Бауманской», открытой в 1944 году, одни из самых старых и при этом самые быстрые. Здесь тоже вместо трех планируется установить четыре движущиеся лестницы. Руководство метро обещает, что будут отреставрированы архитектурные элементы — в нишах на станции стоят фигуры: солдат Красной армии, партизанка, работница завода, колхозник. Ожидается, что на ремонт потребуется 11 месяцев. Вопрос с открытием второго вестибюля со станции еще не решен, так как в районе очень плотная застройка, пояснил Пегов.
В начале года также полностью закроются станции метро «Фрунзенская» и «Рижская». Точные даты еще не названы. О необходимости замены эскалаторов на «Фрунзенской» представители Московского метрополитена говорили давно. Там тоже вместо трех эскалаторов будут поставлены четыре. На «Рижской» так и останутся три эскалатора. Сроки выполнения работ — от десяти месяцев и больше.
Для того чтобы компенсировать неудобство пассажирам, в городе запустят дополнительные маршруты наземного общественного транспорта.
Ремонт эскалаторов ведется постоянно — в год их ремонтируется от 47 до 50. Гораздо меньше эскалаторов полностью заменяется. В 2011 году не было заменено ни одного эскалатора, в 2012 году 11 инженерных устройств заменили, и снова ни одного — в 2013-м. При этом расходы на обновление эскалаторного хозяйства растут каждый год — с 723 млн руб. в 2011 году до 1,2 млрд руб. в 2013-м. Такие данные предоставил начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов в начале осени этого года.
Помимо ремонта и реконструкции уже действующих станций на ближайшие годы расписан план открытия новых. Последней в Московском метрополитене открыли станцию «Спартак». На ее строительство потрачено 3,2 млрд руб. До конца этого года должны ввести в эксплуатацию еще четыре станции метро: «Котельники» на Таганско-Краснопресненской линии, «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево» на Сокольнической линии. В следующем году, если все пойдет по плану, откроют 21 станцию.
Руководитель метрополитена Дмитрий Пегов отметил, что до 2020 года протяженность московского метро увеличится на 158 км, планируется построить 70 новых станций. Из них 40 — до 2017 года.
До 2020 года для подземки планируется приобрести порядка 3 тыс. новых вагонов. «Замена подвижного состава — плановая. На это выделяются средства, контракты подписаны. Очередной тендер будет объявлен в октябре, чтобы обеспечить новыми вагонами строящиеся линии метрополитена, — сказал Пегов. — Однако поставки начнутся только в конце 2016 – начале 2017 года. До 2020 года планируем поменять больше половины подвижного состава. Это будут новые поезда с кондиционерами и сквозным проходом».
Протяженность Московского метрополитена должна превысить к 2020 году 470 км, в результате чего 87% москвичей будут обеспечены пешей доступностью до станций метро.