В понедельник во Франции начинается самая масштабная с 1998 года забастовка пилотов авиакомпании Air France, передает Reuters. Она может продлиться до 22 сентября. Сегодня, в первый день стачки, в ней примут участие не менее 60% пилотов авиакомпании из 3760 человек.
Руководство Air France уже заявило, что в понедельник сможет обеспечить пилотами только 48% своих рейсов.
Этот прогноз намного лучше сделанного накануне, когда исполнительный директор авиакомпании Фредерик Гаге назвал цифру 40% рейсов. Если стачка будет продолжена после 15 сентября, то сработает эффект домино, и последующие рейсы могут быть отменены, сказали представители авиакомпании.
Air France уже направила около 70 тысяч SMS-сообщений своим пассажирам, планировавшим поездки на эту неделю, с просьбой перенести путешествие на другие дни. При этом авиакомпания не желает упускать пассажиров. Она предлагает клиентам бесплатно переоформить билеты на более поздние числа либо сохранить на счету компании сумму, выплаченную за билет, чтобы позже использовать ее для покупки другого билета. Возвращать полную стоимость билетов компания согласна только в случае отмены рейсов.
В результате массового сбоя в расписании тысячи пассажиров могут застрять в аэропортах Европы. Они будут вынуждены искать другие способы добраться до места назначения, в итоге может создаться напряженность в транспортном секторе Европы. Ситуацию намерены облегчить, а заодно заработать на ней конкуренты Air France. В частности, лоукостер Easy Jet выставил на продажу дополнительно 1 тыс. билетов на полеты из Парижа в Тулузу и Ниццу. Одновременно Национальное общество железных дорог увеличивает на этой неделе число мест на своих поездах на 10,5 тыс.
Эксперты говорят, что наиболее серьезные проблемы могут возникнуть во вторник и среду.
В понедельник авиакомпания может вызвать на работу летчиков, которые обычно работают в ее центрах подготовки пилотов и в других структурах. Однако после одного дня полетов им по закону положен отдых. В результате в следующие два дня компания столкнется с серьезной нехваткой кадров.
Каждый день забастовки будет обходиться авиакомпании в €10–15 млн. Сегодня весь день руководство Air Franсe намерено провести в переговорах с представителями профсоюза пилотов.
Летчикам не нравятся планы авиакомпании по переводу большой группы пилотов из Air France в малобюджетные перевозчики — в дочернюю региональную компанию Hop!, обслуживающую французские рейсы, и в местный филиал партнера Air France, голландский лоукостер Transavia, летающий по Европе. Учитывая, что зарплаты у летчиков в лоукостере чуть ли не в два раза меньше, чем у пилотов французской авиакомпании, сотрудники Air France не согласны на такой переход. Для руководства авиакомпанией перемещение летчиков выгодно, так как их число сейчас значительно превышает потребности.
Сами пилоты не против перейти в филиалы, но просят оставить им уровень социального страхования и зарплат.
«Здесь уже идет дело принципа. Мы даже не говорим о повышении заработной платы», — заявил глава Французского профсоюза пилотов гражданской авиации (SNPL) Жан-Луи Барбер.
Авиакомпания Air France в настоящее время реализует четырехлетний план экономического развития, известный как антикризисный план Transform 2015. Согласно ему, каждый год компания увольняет большое количество сотрудников, в итоге планируется сократить 5 тыс. человек, половина из них приходится на наземных служащих. Стартовавший в 2011 году план реализовывался под забастовки сотрудников авиакомпании и весьма трудные для ее руководства переговоры с представителями профсоюзов. Этим летом руководство авиакомпании приняло новый план Perform 2020, это будет план развития и роста конкурентноспособности. Именно в его рамках планируется усиление малобюджетных авиакомпаний Hop! и Transavia пилотами из Air France. Этим компаниям Air France передаст свои региональные и европейские перевозки. за собой Air France сохранит только те направления, исходной точкой которых является парижский аэропорт Шарль де Голль, а также рейсы из Парижа в ключевые французские и европейские города.