Московский департамент здравоохранения объявил о создании сети телефонных пунктов, куда могли бы позвонить больные и спросить у врача, насколько у них все плохо со здоровьем и что им делать. Официально колл-центры созданы с 25 августа, но пока заработал только один пункт — при городской поликлинике №218 в СВАО. Он начал работу в пилотном режиме. О том, какую информацию можно узнать в информационно-консультативном пункте и как прошел первый день его работы, «Газете.Ru» рассказала главный врач поликлиники Элеонора Дьякова.
— Элеонора Николаевна, зачем понадобилась еще одна дополнительная структура? Чем такой информационно-консультативный центр может реально помочь конкретному пациенту?
— Если говорить в общем, задача новой структуры — приблизить медицинскую помощь к населению. А конкретно — консультировать по телефону жителей города по всем вопросам оказания медицинской помощи. Мы подготовили большой объем информационного материала, который касается организации и распорядка работы поликлиник Северо-Восточного округа, приема врачей, особенностей выдачи тех или иных справок, оформления заключений, порядка направлений на консультации по различным вопросам.
Кроме того, в большом справочнике, который мы установили на компьютере в нашем информационно-консультативном центре, есть вся информация, касающаяся нормативной базы, — по медико-санитарной экспертизе, по льготному лекарственному обеспечению, по внеочередному приему. Всего девять разделов.
— А разве все эти вопросы не входят в компетенцию регистратуры и справочной, которые есть в каждой поликлинике? Зачем дублировать их функции?
— В окружном информационно-консультативном пункте будет сконцентрирована информация по всем медучреждениям СВАО. Кроме того, эта информация более широкого профиля. Все-таки основная роль регистратуры — не консультации, а запись на прием к врачу, выдача амбулаторных карт. И, наконец, в информационно-консультативном пункте будут дежурить врачи, которые решают вопросы более предметно, чем сотрудники регистратуры. К ним можно будет обращаться и с лечебными вопросами.
— Сотрудники пункта будут давать по телефону медицинские консультации и назначать лекарства?
— Нет, это исключено. По телефону не лечат!
Дежурный врач не будет ставить диагноз и назначать лечение. Но он сможет «смаршрутизировать» пациента — определить, какая нужна помощь, и в зависимости от этого записать к врачу первичного звена либо направить к нему участкового терапевта, скорую помощь или бригаду неотложки.
Что, безусловно, ни средний, ни младший медперсонал сделать не сможет. Здесь функции более широкие и более ответственные.
Наш информационно-консультативный пункт оборудован в том числе двумя информационными системами, установленными на компьютере. Первая позволяет оформить запись на прием к врачу в плановом порядке. Вторая, также непосредственно через компьютер, — вызвать бригаду скорой или неотложной помощи, если выслушавший пациента врач посчитает, что ему нужна экстренная помощь.
Напомню, обе эти службы работают круглосуточно. Но в отличие от скорой помощи, которая требуется тогда, когда существует непосредственная угроза жизни, неотложка приезжает к больным с острыми, но не тяжелыми состояниями, без явных угроз жизни, а также при обострении хронических заболеваний.
— Но и в этом случае можно говорить о дублировании функций. Почему люди должны звонить куда-то еще, когда можно напрямую обратиться в скорую или неотложку?
— Все эти службы будут работать параллельно, дополняя друг друга. Например, у человека температура поднялась до 38, и он сомневается, нужна ли ему экстренная медицинская помощь. У выслушавшего его по телефону дежурного врача могут возникнуть подозрения на наличие опасного инфекционного заболевания. В таком случае он сразу направит к больному бригаду неотложной помощи.
А если человек вдруг упал у подъезда и его прохожие затащили в первую по пути квартиру тут нужна скорая, да еще, вероятней всего, на реанимационной машине.
Наши врачи прошли специальную подготовку на станции скорой и неотложной медицинской помощи (это входит в стандарт организации информационно-консультативных пунктов) — и смогут сориентироваться в сложной ситуации.
— А ваши пациенты знают о нововведении? Сколько человек обратилось за помощью в первый день работы пункта? Что их интересовало?
— Мы очень активно информировали и продолжаем информировать людей через лечебные учреждения, районные управы, окружные издания, радио, телевидение.
Объявления о том, что такой пункт будет работать в нашем округе, размещены непосредственно во всех поликлиниках и на их сайтах. Жители быстро узнают и расскажут друг другу.
В понедельник с 8.00 до 16.00 обратились шесть человек. Все вопросы носили информационно-справочный характер. Но это пока еще только начало.
— Пока немного. Как считаете, приживется эта услуга, будет востребована?
— Должна прижиться, это полезная услуга.
Думаю, что значительная часть обращений будет касаться информационных вопросов, на поиск ответов, на которые сейчас люди тратят много сил и времени.
Вот через месяц-полтора подведем итоги «пилота» и поймем, что удалось, а чего не хватает, какую информацию надо дать на сайте, на доске объявлений более подробно и крупным шрифтом.