Трагедия произошла на тренировке по пулевой стрельбе: девятиклассник Джамшет Х. (полное имя не сообщается, так как подросток не достиг совершеннолетия) выстрелил в голову своему 25-летнему наставнику Андрею Киселеву. Врачи «скорой помощи» не смогли помочь пострадавшему, тренер скончался на месте происшествия.
Все занятие и момент рокового выстрела запечатлели камеры видеонаблюдения СДЮСШОР. На кадрах отчетливо видно, как спортсмен встает в стойку на расстоянии 3–4 метров от стола тренера и смотрит в сторону мишени. Дальше осматривает оружие и, неожиданно развернувшись, быстро направляет пистолет на сидящего за столом Киселева. Тот не успевает среагировать, и раздается выстрел.
На видео заметно, что подросток пугается, от неожиданности прикрывает рот рукой, а тренер падает замертво. Затем Джамшет убегает. Все это происходит в считаные секунды.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 105, ч. 1 (умышленное убийство).
Трагедия в тире вызвала споры в профессиональном сообществе спортсменов-стрелков.
Похожий случай произошел в октябре 2013 года, тогда 12-летний мальчик, оставшийся без присмотра, направил оружие на своего отчима и нажал на курок. Друг матери, которая привела всю семью в тир, погиб на месте.
Тогда Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности».
Отец погибшего тренера Николай Киселев выразил опасение, что и в этом случае следствие может переквалифицировать дело на более мягкую статью — например, «Убийство по неосторожности». Подобное могло бы произойти, если бы следователи не смогли доказать умысел подростка на убийство.
Также, по словам отца погибшего, его встревожила позиция директора школы и следователя, которые склонялись к версии об убийстве по неосторожности.
«Директор СДЮСШОР Давыдов Д.А., следователь следственного комитета Пятаков изобретают различные версии. И что это несчастный случай, и по неосторожности, и что Джамшет Х., с его слов, хотел пошутить, но забыл, что пистолет заряжен (это профессиональный-то спортсмен, без пяти минут мастер спорта), и что не заметил, что не разрядил пистолет (матчевый!!!). Последняя версия, что это всего лишь нарушение техники безопасности. Но только не умышленное убийство.
И все дружно со слов Х. говорят, что он не хотел (а что ему говорить). Почему ему все верят?»
— возмутился в открытом письме Николай Киселев.
Отец погибшего также сообщил, что его сын два года пытался отчислить из СДЮСШОР своего подопечного — кандидата в мастера спорта по пулевой стрельбе.
«Примерно за месяц-полтора до этих событий мой сын подходил к Давыдову с предложением выгнать Джамшета Х. из тира, так как он перестал посещать школу олимпийского резерва и тренировки и слушать указания тренера.
Но Давыдов уговорил моего сына оставить его в СДЮСШОР и продолжать тренировать, так как он перспективный спортсмен и полезен тиру. Мой сын выполнил указания директора тира, и Х. остался. Андрей продолжил тренировать Х., но отобрал у него банковскую зарплатную карту и сказал, что будет выдавать ему деньги только перед соревнованиями, так он все пропивает.
Все в тире от самых маленьких детей знают, что Х. пил, жевал насвай, отбирал телефоны», — писал Николай Киселев.
Он также добавил, что у его сына осталась вдова и трехлетняя дочь, а следователь предлагал встретиться с семьей обвиняемого подростка, которая готова была оказать материальную помощь. Киселев от помощи отказался и решил добиваться тщательного расследования.
На допросе Джамшет Х. сообщил следователям, что хотел пошутить и не знал, что пистолет заряжен.
Обвиняемый также подтвердил, что несколько лет тренировался у Киселева и неоднократно становился победителем и призером различных крупных соревнований по пулевой стрельбе.
Однако в результате опасения отца оказались напрасными: расследование окончилось предъявлением обвиняемому ст. 105 УК «Убийство», предполагающей до 15 лет лишения свободы.
Что именно в итоге подкрепило версию следствия — показания отца или иные улики, — не уточняется. Однако, вероятно, это станет известно в ходе суда.
Профессионалы считают эту трагедию следствием ненадлежащего соблюдения техники безопасности в тирах, а также невозможности тщательного отбора воспитанников стрелковых секций из-за финансовых условий, по которым в них должно состоять не меньше 15 человек, чтобы тир мог функционировать.
«Вообще от этого никто не застрахован. Невозможно все предусмотреть так, чтобы этой трагедии не произошло. Видимо, парню не внушили вовремя, что оружие – это очень страшная вещь. Возможно, это и прокол, ошибка тренера.
Когда тренер один на рубеже, все требования для того, чтобы он получал зарплату, сводятся к тому, чтобы побольше было детей (минимум 15 человек в группе), и групп должно быть две как минимум. Как уследить за 15 подростками, которые находятся на рубеже?
Очень важно проводить селекционную работу, у меня был такой гиперактивный, импульсивный мальчик в группе, но я сказал родителям: извините, отправьте его в дзюдо, на футбол, но этот спорт не для него», — поделился своим мнением с «Газетой.Ru» заслуженный мастер спорта по пулевой стрельбе, двукратный победитель Кубков мира, бронзовый призер XXVII Олимпиады в Сиднее Евгений Алейников.
Он также добавил, что в его практике был случай, когда мастер спорта международного класса сам себе прострелил ногу, что, по мнению Алейникова, происходит, когда перестаешь бояться оружия и наступает привыкание к пистолету.
«Когда ты профессиональный спортсмен, наступает момент, когда тебе кажется, что ты уже настолько владеешь оружием и инстинктивно на уровне рефлексов помнишь о безопасности, что на какие-то мелочи уже не обращаешь внимания.
Но так нельзя, нужно всегда бояться оружия, какой бы ты ни был спортсмен. Самое главное правило – не направлять любое оружие на человека. У меня 7-летний сын уже четко понимает, что даже игрушечный пистолет нельзя направлять на человека», — говорит именитый спортсмен.
«Нужно четко проводить проверку тех, кто приходит в тир, но это не вопрос законодательных инициатив, а вопрос внутренней дисциплины самого тира. По поводу видеозаписи: там сложно понять, какие конкретно манипуляции с оружием производил стрелок – перезаряжал ли, вытаскивал ли обойму, тем не менее, исходя из того, что мы видим, можно сказать, что его действия носили осознанный характер. Хотел ли он напугать тренера или какие другие у него были мотивы, сказать сложно. Выводы сделать можно только по вопросу допуска людей к оружию.
Предупредить такие действия можно, только тщательно отбирая людей, которые приходят в тир.
Нужны гарантии вменяемости человека — такие, как разрешение на ношение оружия, потому что при всех нападках на лицензионно-разрешительную систему она работает успешно. Среди легальных владельцев оружия преступления фиксируются крайне редко», — рассказала «Газете.Ru» федеральный координатор движения за легализацию короткоствольного нарезного огнестрельного оружия «Право на оружие» Мария Бутина.