Совет безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board), который руководит расследованием крушения малайзийского Boeing 777, подготовил доклад с ответами на часто задаваемые вопросы, поступающие из России и других стран, следящих за ходом следствия. Заявление имеется в распоряжении «Газеты.Ru».
Прежде всего голландцы объяснили, почему, по их мнению, так важно провести тщательное расследование инцидента.
Примечательно, что Совет безопасности тщательно акцентирует отсутствие в их действиях политической составляющей.
«В случае авиационного происшествия очень важно провести расследование для того, чтобы четко выяснить причину произошедшего, — заявляет Dutch Safety Board. — Это позволит родственникам погибших, другим заинтересованным сторонам и всему миру понять, что произошло. Исследование также внесет вклад в безопасность гражданской (и другой) авиации: будут даны рекомендации, которые позволят избежать подобных инцидентов в будущем».
Голландия также уточнила, что именно Украина попросила ее руководить расследованием в соответствующем соглашении от 23 июля.
В принципе, говорят голландцы, возглавить расследование должна та страна, где произошла авария. Тем не менее «есть возможность передачи обязательства расследования в другую страну».
«Украина передала ответственность за расследование причин катастрофы в Совет безопасности Нидерландов. Запрос об этом последовал от Украины. Это связано с тем, что рейс вылетел из Нидерландов, и в катастрофе погибло большое количество голландских граждан. Передача была официально оформлена в договоре от 23 июля», — говорят в Совбезе.
Что касается участия других стран в расследовании, то оно допускается при наличии оснований. Так, например, к следствию подключились и США — это право им предоставлено как стране — производителю самолета.
«Следующие страны внесли свой вклад (в большей или меньшей степени) в расследование: Украина, Малайзия, Австралия, Россия, Великобритания, США, Германия, Франция, Италия и Индонезия», — говорится в докладе.
Этим странам, по словам голландцев, будет предоставлен доступ к отчетам.
Совбез также проговорил волнующий многих вопрос — побывало ли следствие на месте крушения Boeing и если нет, то будет ли полноценным итоговый отчет следственной бригады.
«Совету безопасности Нидерландов не позволили посетить место крушения, потому что никто не мог гарантировать безопасность следователей, — следует из доклада. — Голландское правительство считает, что эксперты, расследующие причины аварии, будут подвержены большему риску, чем судебные следователи или журналисты».
«Хотя дополнительные исследования на самом месте падения являются предпочтительными, однако возможно провести эффективное расследование на основе других источников, — также сказано в докладе. — Кстати, в первые дни после инцидента (когда Украина все еще руководила расследованием) несколько украинских авиационных следователей несколько раз посетили место крушения».
Голландцы пообещали, что как только ситуация в юго-восточных регионах Украины стабилизируется, эксперты Совбеза осмотрят место крушения и «проверят результаты расследования из других источников».
Так, в частности, Голландия отметила, что собранная ими из разных источников информация проверяется на предмет противоречий.
«Следственная группа получила информацию от различных источников — таких как бортовой речевой самописец, регистратор параметров полета, спутниковые снимки и другие изображения, радиолокационная информация, — рассказывают в Совбезе. — Все данные сравниваются на предмет того, подтверждают они друг друга или дают иную точку зрения на произошедшее. Это тонкий и трудоемкий процесс, который до сих пор не завершен.
Своим заявлением Совбез разочаровал тех, кто надеялся услышать последние переговоры пилотов с диспетчером и между собой. В российской практике подобные аудиозаписи неоднократно оказывались в открытом доступе. Однако голландцы их разглашать не намерены.
«Следственные материалы и источники информации, используемые Советом безопасности Нидерландов в своих расследованиях, охраняются законом. Только информация, относящаяся к определению причин аварии MH17, будет включена в окончательный доклад, — отвечает Совбез на вопрос о том, опубликуют ли они показания самописцев. — Имеющаяся следственная информация не будет оглашаться в полном объеме. Такое решение принято в соответствии с постановлением Совета безопасности Нидерландов (Rijkswet Onderzoeksraad voor Veiligheid) и соглашением ICAO (Международная организация гражданской авиации. — «Газета.Ru)».
В завершение доклада голландцы вновь подчеркивают, что не намерены делать каких-либо заявлений, касающихся вины или ответственности за произошедшее.
«Кроме задачи достигнуть четкого понимания причины катастрофы, цель работы Совета безопасности — повышение уровня безопасности, — заявляют голландцы. — Это достигается путем расследования причин инцидента и, если возможно, выработки рекомендаций. Так гласит соглашение ICAO.
Наконец, Голландия вновь передвинула и без того расплывчатые сроки публикации отчета о расследовании — «в течение года», по словам Совбеза, будет опубликован финальный доклад, а что касается предварительного итога, то «пока точно неизвестно, когда он будет опубликован».
Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по курсу Амстердам — Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля у города Торез под Донецком. На его борту находились 298 человек, все они погибли. Наибольшее число жертв — 193 человека — были подданными Нидерландов. Кроме того, на самолете летели малайзийцы, австралийцы, британцы, филиппинцы, бельгийцы, немцы, индонезийцы и один канадец.