Звезда боевиков кунг-фу, голливудский актер Джеки Чан теперь не понаслышке знает, какую роль в китайской культуре играет выражение «потерять лицо» — самое страшное, что может произойти с человеком. Удар по репутации Джеки Чан получил после того, как китайский телеканал CCTV сообщил о задержании его сына — 32-летнего Джейси Чана, также известного под именем Фан Цзумин. Правоохранители обнаружили у Чана-младшего более 100 граммов марихуаны в ходе масштабного антинаркотического рейда в Пекине. Вместе с Джейси Чаном был также задержан его товарищ — 23-летний тайваньский актер Кай Ко.
За организацию наркопритона и хранение наркотиков Чану-младшему грозит до трех лет тюремного заключения.
Кай Ко, обвиняемый в употреблении наркотических средств, скорее всего будет приговорен к административному задержанию на 15 суток.
Центральные каналы китайского ТВ обнародовали кадры с задержанием Чана-младшего в минувший понедельник. На пленке Джейси сам показывает полицейским, где были спрятаны наркотики, в народе именующиеся «дурью», в то время как его товарищ Кай Ко со слезами на глазах приносит извинения перед своими близкими и поклонниками. «Я очень сожалею и хочу извиниться перед теми людьми, которые поддерживают меня. Я был для них плохим примером, я допустил очень серьезную ошибку», — заявил Кай Ко. Сын голливудской звезды никаких комментариев по поводу случившегося не дает.
После того как новость об аресте Джейси Чана стала достоянием общественности, его отец отправился из Гонконга в Пекин, чтобы лично разобраться в случившемся.
Накануне Джеки Чан впервые открыто прокомментировал арест своего сына в Weibo — китайском аналоге Twitter. В своем микроблоге, на который подписаны порядка 23 млн жителей КНР, киноактер признался, что задержание его сына из-за хранения наркотиков привело семью Чан в «крайнюю ярость и потрясение». «Надеюсь, для многих молодых людей эта история окажется поучительной и станет предостережением об опасности употребления наркотиков. Я не смог научить своего сына и должен взять на себя ответственность. Джейси и я приносим глубочайшие извинения перед обществом», — написал Чан. Актер добавил, что мать Джейси Линь Фэнцзяо была «убита горем», когда узнала о преступных пристрастиях своего сына.
Джеки Чану и его супруге уже не в первый раз приходится краснеть за своего сына. В юношеском возрасте Джейси бросил колледж и перебрался из родных США в Гонконг, где молодой человек попытался пойти по стопам отца и стать кинозвездой.
Чтобы показать свою близость к китайскому народу, Джейси отказался от американского гражданства, однако и это не помогло Чану-младшему добиться успеха в киноиндустрии.
Будучи свидетелем творческих неудач и расточительного образа жизни своего сына, Джеки Чан долгое время отказывался участвовать в совместных проектах с Джейси. В период потепления в отношениях между отцом и сыном вышел их общий фильм «Падение последней империи», который до сих пор считается самым большим кассовым провалом и худшим фильмом Джеки Чана по мнению критиков. Финальным аккордом отношений между отцом и сыном стало заявление Джеки Чана о том, что он намерен лишить Джейси прав на наследство, чтобы тот мог «своими силами зарабатывать деньги и репутацию».
Как отмечает главная китайская газета «Жэньминь жибао», Джейси Чан стал далеко не первой знаменитостью, оказавшийся жертвой правительственной кампании по борьбе с наркотиками. Широкую огласку в китайских СМИ получила история об аресте популярных в КНР актера Чжан Мо и певца Ли Даймо: молодые люди были признаны виновными в организации метамфетаминовой вечеринки и приговорены к девяти месяцам лишения свободы. Всего с января этого года китайская наркополиция арестовала порядка 7 тыс. человек — почти в полтора раза больше, чем в прошлом году.
Примечательно, что кампания по привлечению к ответственности знаменитостей-наркоманов в Китае начинает постепенно выходить на правительственный уровень.
В августе десятки промоутерских агентств подписали с пекинскими властями соглашение, согласно которому употребляющие наркотики актеры и певцы могут быть уволены, если не избавятся от своей пагубной привычки.
Этот же документ обязывает агентства, представляющие интересы актеров в Пекине, не заключать контракты с теми работниками, кого подозревают в употреблении наркотиков. С помощью подобных мер правительство намерено развернуть полномасштабную борьбу с наркоманией в китайской индустрии развлечений.