На стенах этого дома — фотографии пожилых людей, которые стоят на зеленой поляне перед лесом. «Конечно, здесь не хватает молодых лиц», — говорит 73-летний Бьорн Лундстедт, пилот на пенсии. Мы находимся в жилом многоэтажном здании неподалеку от центра Стокгольма — светлые коридоры, множество квартир, открытая терраса на верхнем этаже и яркое палящее солнце.
Бьорн Лундстедт — гей. Он рассказывает о своих родителях: его отец был учителем, а мать работала на почте. «Я был юным, когда рассказал родителям о своей ориентации. Отец сразу же сказал, что мы должны пойти к врачу. Было начало 1960-х годов. Врач сказал, что если у меня это не пройдет, то придется прибегнуть к самому «действенному» методу — сделать кастрацию. Правда, мама меня всю жизнь поддерживала», — рассказывает Бьорн. До конца 1970-х годов гомосексуализм в Швеции рассматривался как психическое заболевание.
Бьорн и его товарищи — шведы старше 55 лет — живут в первом в Европе доме для пожилых представителей ЛГБТ-сообщества. Называется он Regnbågen, что в переводе со шведского значит «радуга» — символ гей-сообщества во всем мире. Правда, Regnbågen не «дом престарелых» в обычном смысле слова. Точнее, Regnbågen — это жилищная ассоциация, которая была создана для совместной аренды жилья. Пожилые геи решили объединиться и вместе снимать жилье, чтобы им не было так одиноко. Сейчас в Regnbågen состоят 103 человека — некоторые уже живут в съемных квартирах, большинство пока стоит в очереди и ждет, когда жилье появится и для них.
Каждая комната в доме похожа на небольшую квартирку, иллюстрирующую каталог шведской кампании ИКЕА: гостиная, объединенная со спальней, небольшая кухня со столом на четверых человек. Светлая однушка, похожая на те, что есть в многочисленных новостройках Москвы. Бьорн Лундстедт арендует одну из 27 квартир в 80-квартирном доме, который принадлежит городскому совету Стокгольма. Ассоциация Regnbågen заключила соглашение с управляющей компанией MiCasa Fastigheter, которая и занимается жильем, принадлежащим городскому совету. Теперь эти 27 квартир арендуют пожилые представители ЛГБТ-сообщества Стокгольма.
Их квартиры расположены на шестом, седьмом и восьмом этажах здания. Благодаря тому что дом принадлежит государству, арендаторы платят за свои квартиры не так много. Это тем более важно, потому что Стокгольм является одним из самых дорогих городов Европы и аренда жилья здесь очень высока.
Члены Regnbågen могут собираться вместе в огромной гостиной. В одном углу комнаты стоят диваны и телевизор, в другом — кухонный гарнитур, где каждый может сварить кофе или приготовить пирог для всей компании. В центре гостиной — огромный стол, где можно посидеть и обсудить последние новости.
Самым молодым жильцом Regnbågen является Кристер Фолмэн. Ему всего 55 лет. Он — главный идеолог, переговорщик и волонтер центра. По словам Фолмэна, идея открыть центр для пожилых членов стокгольмского ЛГБТ-коммьюнити появилась еще 20 лет назад.
«Этот центр создан для того, чтобы не быть одиноким, чтобы иметь в старости близкого человека, который был бы всегда рядом», — говорит Фолмэн.
Он смеется, говоря, что жители Regnbågen романов еще не заводили. «Зато мы все дружим. К примеру, на выходных собираемся на террасе, пьем чай, играем в настольные игры, проводим викторины и, конечно, много разговариваем», — рассказывает Фолмэн. По его словам, тут собрались люди, которые всю свою молодость провели с печатью «нездоровый человек», поскольку до конца 1970-х годов гомосексуализм считался в Швеции болезнью. В Regnbågen есть несколько финнов, которые уехали из своей страны, поскольку когда-то преследовались там, ведь законодательство Финляндии не настолько либеральное, как шведское.
А законодательство Швеции в отношении представителей ЛГБТ — одно из самых передовых в мире. С 2009 года здесь разрешены однополые браки. В евангелическо-лютеранской церкви священниками могут быть женщины-лесбиянки. Эта церковь регистрирует браки между геями. Гей-прайд в Стокгольме превращается во всеобщий праздник. За несколько дней до него, к примеру, все городские автобусы к зеркалам заднего вида прикрепляют радужные флаги. Радужных флагов в эти дни, пожалуй, даже больше, чем желто-синих флагов Швеции. На гей-параде вместе с разодетыми в разные цвета молодыми людьми идут колонны гей-полиции, пожарных, военных и врачей. Так что сегодня для пожилых геев и лесбиянок Швеция дала все те права, которых у них не было в молодости.
Подобная инициатива — открывать такие центры для пожилых представителей ЛГБТ-сообщества — была придумана не в Швеции. Такие центры есть в США, Канаде, Австралии. Журналисты Guardian писали, что вслед за Швецией и другие европейские страны последуют за этой тенденцией. Причиной этого станет борьба с одинокой старостью, которая, оказывается у гомосексуалов бывает чаще, чем у гетеросексуалов. Оказывается, вероятность того, что пожилые геи будут одиноки, в три раза выше по сравнению с пожилыми гетеросексуальными мужчинами.
«Мой брат, который всегда меня поддерживал, рад, что я не один, что я живу здесь вместе со своими друзьями. Я все время звоню ему за советом, когда тут в гостиной или в комнате нужно установить какую-то технику, он всегда готов помочь», — рассказывает Бьорн Лундстедт. Кристер Фолмэн говорит, что не все хотят жить в этом центре, но никого и не заставляют. Правда, все-таки условие «быть геем» — обязательно для жителей центра. Одна из женщин, когда узнала про центр, сказала, что хотела бы снять одну из квартир. «Я сказал ей, что она должна быть лесбиянкой. Она мне ответила, что это не проблема», — смеется Лундстедт.