В понедельник в Мосгорсуде закончился громкий процесс по делу об убийстве Егора Щербакова, которое произошло в октябре прошлого года в Западном Бирюлеве.
На оглашение приговора не пришел никто из родственников или друзей Зейналова.
Невысокий крепкий мужчина в белой футболке находился в «аквариуме», окруженном сотрудниками конвоя. Зато послушать приговор пришли отец, мать и брат Щербакова, они находились в зале.
Суд признал 30-летнего Зейналова виновным в совершении убийства из хулиганских побуждений (ст. 105.2 УК РФ) и назначил ему наказание в виде 17 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Напомним, в ходе прений гособвинитель просил для Зейналова 18 лет лишения свободы, 10 из которых он должен был бы провести в тюрьме, а оставшиеся восемь — в колонии строгого режима. Кроме того, в порядке гражданского производства суд обязал взыскать с подсудимого компенсацию морального вреда семье Щербакова в размере 3 млн руб.
Суд установил, что в момент совершения преступления и позже Зейналов был вменяем и осознавал, что делает.
Эксперты охарактеризовали подсудимого как «человека, обладающего уязвимым самолюбием, повышенным чувством собственной значимости, нетерпимого к критике, неспособного к конструктивному решению конфликтов, склонного к самопрезентации, отрицающего вину и перекладывающего ее на других» и так далее.
Про эту черту Зейналова на допросах упоминал и его старший брат, охарактеризовавший Орхана как «человека вспыльчивого, способного завестись по любому поводу».
Свою вину Зейналов отрицал, упирая на то, что в момент убийства Щербакова находился в Коломне, однако его опознала спутница Щербакова, это же подтверждают записи с камер наружного наблюдения, биллинг мобильного телефона Зейналова.
Сразу после задержания Зейналов давал признательные показания, однако позднее от них отказался и со следствием не сотрудничал.
Закончив зачитывать резолютивную часть приговора, судья Николай Ткачук через переводчика поинтересовался у Зейналова, понятно ли ему решение суда. Зейналов не владеет в достаточной мере русским языком, и переводчик повторил вопрос на родном для подсудимого языке. «Непонятен, я невиновный», — сказал Зейналов.
Его адвокат Виктор Аникушкин по окончании суда заявил журналистам, что намерен обжаловать приговор в Верховном суде и добиваться оправдания Зейналова, так как у него есть алиби и тот якобы находился в Коломне в момент совершения преступления.
Отец Егора Щербакова сдержанно заявил, что не будет опротестовывать приговор и согласен с решением судьи, заметив, что вернуть сына это все равно не поможет. Щербаков-старший рассказал также, что обстановка в районе после закрытия овощебазы стала намного спокойнее.
Событие, сделавшее из названия района «Бирюлево» имя нарицательное, произошло ночью 10 октября 2013 года, в 1.40. Егор Щербаков и его подруга Ксения Попова, с которой он сожительствовал, возвращались домой из бара, однако Щербаков был за рулем и алкоголь в тот день не употреблял.
В отличие от шедшего им навстречу Зейналова, который, согласно свидетельским показаниям, также «отдыхал в кафе», «пил водку и пиво, вел себя развязно и приставал к женщинам».
Мимо Ксении Поповой Зейналов тоже не смог пройти, отпустил в ее адрес нецензурный комментарий. Завязалась перепалка, исходом которой стала поножовщина. Один ножевой удар пришелся в область сердца, второй — в область поясницы. Приехавшая «скорая» успела только констатировать смерть Щербакова.
12 октября у дома, где жил Щербаков, состоялся народный сход местных жителей и молодежи националистических взглядов. Митинг жителей, недовольных соседством с овощебазой, на которой работали преимущественно выходца из Закавказья, Кавказа и Азии, быстро перерос в квест с уничтожением машин и торговых точек, принадлежащих, предположительно, приезжим. Беспорядки закончились только за полночь, когда в городе был объявлен план «Вулкан», в район были стянуты не только силы ОМОНа, но и внутренние войска, а ситуацией на месте событий лично руководили высшие чины МВД, включая заместителя министра генерала Александра Горового.
Сам Зейналов был задержан 15 октября по пути в Коломну. На вертолете его доставили в Москву, где в присутствии телекамер он на минуту попал на ковер к главе МВД Владимиру Колокольцеву.
Происшествие в Бирюлеве вызвало закрытие овощебазы, а также череду отставок в органах муниципальной власти и городской полиции. Были уволены начальник ОВД «Западное Бирюлево» и УВД по Южному округу, а также префект ЮАО и глава управы Западное Бирюлево.