Как будет формироваться комиссия по расследованию авиакатастрофы
— Межгосударственный авиационный комитет (МАК) объявил, что расследование авиакатастрофы должно вестись в соответствии с Приложением 13 Чикагской конвенции Международной организации гражданской авиации. Что это значит?
— Должна быть создана официальная комиссия, в состав которой войдут представители прежде всего той страны, на территории которой произошла авиакатастрофа. В данном случае это Украина. ДНР не может быть стороной, принимающей расследование, поскольку не признана международным сообществом. Кроме того, к работе в составе комиссии приглашаются специалисты страны, в которой зарегистрирована авиакомпания (то есть Малайзия). Должны быть задействованы представители аэропортов стран вылета (Нидерланды) и прилета самолета. Привлекаются специалисты и эксперты страны-авиапроизводителя (США) и при необходимости представители производителей основных агрегатов. А также другие профильные эксперты, как местные, так и международные. Поэтому было бы оправдано создание украинской официальной комиссии с широким международным участием.
Позиция МАК, что необходимо эту комиссию собирать под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО), тоже имеет право на существование, потому что сейчас в этом районе вооруженное противостояние.
И всегда будут сохраняться определенные риски того, что украинские эксперты не смогут в полной мере эффективно отработать на этой площадке.
Но будем надеяться, что для международной комиссии и украинские власти, и представители ДНР смогут обеспечить безопасность, а также доступ ко всей информации, к месту происшествия, обломкам — это важнейшие условия. Возможность собрать всю необходимую информацию является залогом успеха при проведении расследования.
— Будет ли принимать участие в расследовании МАК?
— Украина является участником соглашения «О гражданской авиации об использовании воздушного пространства» от 1991 года. Исполнительным органом этого соглашения является МАК. Поэтому, в принципе, вполне логично, чтобы представители МАК принимали участие в работе по расследованию данного авиационного происшествия. Но МАК — это межгосударственная организация. В ней нет представителей от России или от Украины. Эксперты в ней могут быть гражданами России, но они являются представителями международной, межгосударственной организации, учредителем которой, среди прочего, является и Украина. Так что Россия в эту комиссию войти не может, а МАК — может.
— Сейчас появляются сообщения, что эксперты из разных стран хотят прибыть на место происшествия. Как они соотносятся с той комиссией, что будет собирать Украина?
— Прежде всего, должна быть обеспечена работа специалистов по расследованию. После того как они соберут все необходимые материалы, нет никакого смысла ограничивать доступ независимых экспертов к месту происшествия. В соответствии с международной практикой решение о создании комиссии по расследованию — прерогатива государства, на территории которого произошло происшествие. То есть собирать комиссию должна Украина.
И господин Порошенко еще вчера такое указание дал. После чего он провел переговоры с Обамой и заявил, что приглашает специалистов из Нидерландов, Малайзии и США для проведения расследования. С этой точки зрения позиция Украины полностью соответствует международной практике.
— И специалистов МАК в комиссии нет?
— У меня нет информации, пригласили ли специалистов МАК к участию в работе этой комиссии (сам МАК об участии в комиссии не заявлял, комитета нет и среди озвученных Петром Порошенко приглашенных экспертов. — «Газета.Ru»). Официальное сообщение на сайте МАК — они выражают соболезнование и говорят, что расследование должно проходить в соответствии с Чикагской конвенцией.
— Украина выполнила требования этой конвенции, правильно?
— Пока комиссия не собралась в полном составе. Но надежда на то, что все пройдет в соответствии с международными требованиями, есть. Но как мы помним, пока все сообщения об обнаружении обломков, бортовых самописцев исходят исключительно от представителей ДНР.
— От Украины кто войдет в комиссию по расследованию?
— Мне сложно об этом говорить. Если господин Порошенко опубликует какой-то официальный документ, то там будут перечислены председатель комиссии и другие лица, вошедшие в нее.
— Можно ли делать какие-то прогнозы, как поведут себя представители ДНР, у которых сейчас «черные ящики»?
— Как мы понимаем, ДНР является с точки зрения международного права непризнанной республикой. Поэтому, повторюсь, в работе международной комиссии такого участника, как ДНР, не может быть. Поэтому желательно, чтобы взаимодействие украинских представителей и ДНР обеспечило безопасную и комфортную, насколько это возможно, работу экспертов. Максимум, чего следует ожидать от представителей ДНР, это охраны места происшествия, защиты улик, обеспечения сохранности обломков воздушного судна и тел погибших.
Кто приглашен для расследования
Киев пригласил к участию в расследовании крушения авиационные власти Малайзии и Нидерландов, компанию Boeing, Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), Европейскую конференцию гражданской авиации, Евроконтроль, Еврокомиссию и американский Национальный совет по безопасности на транспорте, сообщает пресс-служба украинского министерства инфраструктуры. О своих намерениях подключиться к расследованию крушения пассажирского Boeing заявил Интерпол. Пресс-служба МВД Украины сообщила, что именно специалисты Интерпола будут идентифицировать личности погибших в результате крушения малайзийского самолета.
Первое заседание комиссии по расследованию трагедии уже состоялось, сообщил в пятницу директор департамента консульской службы украинского МИДа Андрей Сыбига. Он отметил, что спецлаборатория по идентификации тел и их останков будет находиться в Харькове, передает ИТАР-ТАСС. Родственники погибших будут получать визы в аэропорту Борисполь по прилете. Там уже работают дипломаты для помощи семьям жертв катастрофы.
Представитель информационного центра Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко заявил, что Украина не располагает информацией о местонахождении «черных ящиков» потерпевшего крушение лайнера. При этом накануне власти самопровозглашенной Донецкой народной республики сообщили об обнаружении бортовых самописцев упавшего Boeing и заявили, что намерены передать «черные ящики» самолета для расшифровки в Россию.
В свою очередь, МАК, участниками которого являются 11 государств, в частности Россия, Украина и Белоруссия, заявил, что бортовые самописцы надо отдать ИКАО и само расследование должно проводиться под эгидой этой международной организации.
«Межгосударственный авиационный комитет выражает соболезнования родным и близким погибших в катастрофе самолета Boeing 777 «Малайзийских авиалиний» и скорбит вместе с ними, — говорится в официальном сообщении комитета. — МАК исходит из того, что расследование должно проводиться в соответствии с приложением 13 Чикагской конвенции Международной организации гражданской авиации (ИКАО). МАК считает, что в такой сложной ситуации в районе катастрофы необходимо создать под эгидой ИКАО международную комиссию по расследованию катастрофы самолета Boeing 777 малайзийской авиакомпании и передать ей бортовые регистраторы, т.н. черные ящики, для их исследования под контролем этой международной комиссии».
Глава российского МИДа Сергей Лавров, в свою очередь, заявил, что Россия будет настаивать на объективном, независимом и открытом расследовании трагедии, добавив, что «не слышал за последние месяцы правдивых заявлений из Киева». При этом Россия готова оказать содействие в расследовании авиакатастрофы на востоке Украины. «Мы настаиваем на объективном, открытом, независимом расследовании. Будем готовы внести свой вклад. Но разумеется, считаем, что инициативы должны предпринимать власти той страны, на территории которой эта трагедия произошла», — сказал глава МИД России Сергей Лавров.
Пассажирский Boeing 777 был сбит днем 17 июля. На борту самолета находились 283 пассажира и 15 членов экипажа — все они погибли. Рейс «Малайзийских авиалиний» следовал по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур. По последним данным, на месте катастрофы найдены тела 181 погибшего. По данным малайзийской авиакомпании, на борту лайнера находились 174 голландца, 44 малайзийца, 27 граждан Австралии, 12 индонезийцев, девять британцев, четыре немца, четыре бельгийца, три филиппинца, канадец и новозеландец. Национальность еще 41 человека пока не установлена.