О катастрофе стало известно около 19.00 в четверг, 17 июля. Из первоначального сухого сообщения со ссылкой на украинских правоохранителей следовало, что крушение потерпел пассажирский Boeing 777, на борту которого находились 280 человек и 15 членов экипажа.
В Malaysia Airlines 19.36 по московскому времени заявили, что потеряли связь с бортом, когда тот пролетал над Украиной.
Вскоре выяснилось точное место крушения — село Грабово Донецкой области. Рейс KL 4103 из Амстердама в Куала-Лумпур вылетел в 12.00. Самолет, принадлежавший компании Malaysia Airlines, должен был прибыть в столицу Малайзии в 6 утра в пятницу.
До последнего момента оставались сомнения в том, что самолет действительно потерпел крушение. Так, в Донецкой народной республике «Газете.Ru» не подтвердили факт крушения.
«Мы ничего не видели: Донецкая область большая», — призналась официальный представитель ДНР Клавдия Кульбицкая.
Также поначалу не было ни единого очевидца среди местных жителей.
«Говорят все, что упало на участке шахты «Рассыпная», но именно тут, на шахте, не слышали грохота и звуков мы», — рассказала «Газете.Ru» работница шахты «Прогресс», рядом с которой, по данным СМИ, упал самолет.
В свою очередь, украинские силовики, которые уверенно подтверждали инцидент, не могли попасть на место происшествия и рассказать о подробностях с места.
«Обломки самолета находятся в Грабово, которое полностью контролируется сепаратистами», — заявили из Киева.
Российская сторона также предпочла воздержаться от комментариев.
Росавиация не комментирует инцидент. «Это иностранное государство, так что мы не можем ничего комментировать», — сообщил «Газете.Ru» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.
Однако вскоре на место происшествия прибыл корреспондент Reuters, и интрига разрешилась.
«На месте падения Boeing горят обломки самолета, везде лежат тела, — сообщил корреспондент Reuters. — Обломки самолета разбросаны на площади в 15 километров. На обломках синяя и красная полосы – цвета герба Малайзии».
Вместе с журналистом на месте начали появляться местные жители и ополченцы. Они исследовали обломки и начали искать возможных выживших в катастрофе. Первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин сообщил, что среди погибших много детей.
По некоторым данным, детей было 80.
Местные жители рассказали «Газете.Ru», что самолет взорвался еще в воздухе.
«Выживших нет, повсюду трупы и части тела, местные жители не пострадали, — рассказала «Газете.Ru» местная жительница Анна Грабова. — Сейчас там находятся силы ополченцев ДНР. Самолет взорвался в воздухе, тела пассажиров разбросало на большое расстояние. Погибших находят и в соседнем поселке Рассыпное».
«Все слышали шум. У меня в доме задрожали стекла, я думал — выпадут. В городе паника, все обсуждают. Все говорят, что виноваты те, кто этот самолет пустил через Донецкую область: военное положение ведь, над нами не летают самолеты давно гражданские», — рассказал «Газете.Ru» житель Шахтерска Михаил Гурцов. «У нас закрыта полоса вообще, никаких самолетов нет — как он попал туда?» — добавил Гурцов.
«Мы с мужем живем в Торезе, это в 5 км от Грабово, а наши родители там (в Грабово). Мы слышали грохот и видели дым. Самолет падал частями. Мы слышали два взрыва. Первый взрыв прогремел в воздухе, а второй – об землю, — рассказала «Газете.Ru» жительница Тореза Анна Бондаренко. — Он упал в начале села, даже зацепил один одноэтажный дом, крыша повреждена. Жители села не пострадали».
По ее словам, ополченцы ДНР окружили место аварии и не пускают туда местных жителей: «Везде валяются части разорванных тел».
«Родители наши все видели. Нам звонили родные, все в шоке, в слезах. Народ прячется в погреба, хотя погреб, конечно, никого не спасет в случае чего.Часть самолета падала в сторону их дома, но потом оторвало крыло, и самолет снесло в сторону. В поселке Рассыпное, в 2 км от Грабово, тоже нашли тела около 10 человек. При падении самолет задел линию проводов, и теперь в селе нет света», — отметила девушка.
Одновременно с тем, как выяснялись подробности произошедшего, ополченцы юго-востока Украины и Киев вступили в яростную пикировку, пытаясь снять с себя ответственность за произошедшее и переложить ее на оппонента.
Так, в сети начали распространять пост, якобы написанный главой донецкого ополчения Игорем Стрелковым, в котором тот сообщал о сбитом в 17.50 самолете в районе Тореза (в нескольких километрах от Грабово. — «Газета.Ru»). Правда, по словам автора записи, самолет не был пассажирским: сбитый Ан-26 якобы принадлежал украинским военным, и ополченцы еще раз напомнили, что охраняют свое воздушное пространство.
Также выяснилось, что у донецких ополченцев были ПЗРК «Бук»: в конце июня они захватили военную часть противовоздушной обороны А-1402, заполучив зенитные комплексы.
«Малайзийский самолет был сбит из ЗРК «БУК»», — написал на странице в фейсбуке советник главы МВД Украины Антон Геращенко. Он также обвинил в произошедшем ополченцев и Кремль, который, по его словам, обеспечивает сепаратистов вооружением.
В свою очередь, ополченцы заявили, что не имеют отношения к катастрофе. В частности, одним из основных аргументов стал запрет полетов над юго-востоком Украины.
«Полеты гражданской авиации на востоке Украине невозможны: там разрушена инфраструктура связи», — заявил премьер-министр ДНР Александр Бородай.
Это же отметили в беседе с «Газетой.Ru» российские авиационные эксперты.
«Над территорией Донецкой области запрещено летать из-за военных действий — нужно выяснять, как там вообще этот Boeing оказался», — сообщил «Газете.Ru» председатель Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев.
Другой аргумент — о том, что у ополченцев нет вооружения, позволяющего сбивать самолеты на высоте 10 километров, — выглядит неубедительно.
«Достаточно много зенитных комплексов, которые на такой высоте могут сбить самолет, — рассказал «Газете.Ru» Виктор Мураховский, главный редактор журнала «Арсенал», полковник запаса. — И они есть и у украинской армии, и у ополчения.
Я говорю о комплексе «Бук», который состоит на вооружении украинской армии, а также проходила информация, подтвержденная фотографиями и видео, что ополченцы захватили такой комплекс. Непонятно было его техническое состояние, но, если он был приведен в рабочее состояние, он мог сработать».
В качестве контраргумента ополченцы заявили, что самолет сбили украинские ПВО. Украинская сторона эти обвинения категорически отрицает.
По некоторым данным, в самолете также находились более 20 граждан США. Уже около половины девятого вечера Владимир Путин обсудил авиакатастрофу с президентом США Бараком Обамой.
«Российский лидер проинформировал президента США о поступившем непосредственно перед телефонным разговором сообщении авиадиспетчерских служб о крушении малайзийского самолета на территории Украины», — говорится в сообщении пресс-службы Кремля.
США, в свою очередь, заявили, что подключатся к расследованию инцидента.
Так, штатовские военные эксперты заявили, что получат доступ к спутниковым снимкам, и, если использовалась ракета системы «земля-воздух, специалисты идентифицируют ультрафиолетовый шлейф.
Главными по-прежнему остаются три вопроса: действительно ли самолет был сбит; если да, то кем; и, наконец, как он оказался в воздушном пространстве над юго-востоком Украины, закрытом для полетов. Так, пользователи сети отмечают, что если самолет действительно был сбит ополченцами, то Киев может нести ответственность за диспетчерское сопровождение борта и указания с земли, которые могли направить самолет над опасной территорией.
Boeing 777, или «три семерки» (Triple Seven или T7), — пассажирский самолет, рассчитанный на дальние расстояния. Самолеты этого типа способны вместить от 305 до 550 пассажиров, в зависимости от конфигурации салонов. За время эксплуатации были потеряны пять самолетов типа Boeing 777, в том числе произошли две катастрофы с его участием, которые унесли жизни 242 человек.