Виноват стрелочник?
Как рассказал источник «Газеты.Ru», укладкой стрелочного перевода номер один, расположенного в месте схода поезда, занималась не путевая служба метрополитена, а сторонняя организация.
По его словам, набранные в целях экономии со стороны «люди среднеазиатской внешности», явно не были профессионалами. И работа была проведена с грубейшими нарушениями.
«Сейчас пытаются засудить тех, кто по должностной инструкции должен был отвечать за закрытие и открытие перегонов, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — А именно старшего дорожного мастера. Я думаю, он либо не успел проконтролировать работу, либо вообще не знал об этом. Но поскольку на узбеков и таджиков не могут возложить ответственность за закрытие перегона, то подставили работающих на этом участке должностных лиц».
Нарушений было много
Тем не менее, по словам источника, не отрицая очевидные нарушения в укладке стрелочного перевода и работе путейцев, аварийщики считают, что основная причина или совокупность причин, скорее всего, в ином.
Так, одна из них — нарушение скоростного режима. Если машинист действительно разогнал поезд до 70–80 км в час, то этим он нарушил действующее в этом месте ограничение скорости. Стрелка укладывалась три дня назад, и с этого момента должно было быть установлено ограничение скорости на обкатку, пояснил источник.
«Стрелка пробыла в эксплуатации двое суток, после чего, скорее всего, начальник службы или кто-то из вышестоящего руководства заставил местных путейцев отменить предупреждение об ограничении скорости, — предполагает он. — Дело в том, что службу сильно сверху «долбят» за опоздание электропоездов».
Кроме того, считает источник, отменив предупреждение, работники метро не привели состояние пути в соответствие с высокими скоростями. «Все, что было при укладке, так и осталось: недостаточное количество шурупов, не закрепленные нормально остряки, один из которых, как говорят, и отошел». Нельзя, по его мнению, сбрасывать со счетов и плохое качество эксплуатируемых на этой ветке новых составов. Это касается и колесных пар, и сборки.
«Взрыв исключить нельзя»
Между тем источник сомневается в том, что поезд разогнался до озвученной в официальной версии скорости.
«Стрелка находится в 200 метрах от платформы, — напоминает он. — За это время поезд умудрился набрать почти 80 км/ч. Это предельная скорость в Московском метрополитене. Хоть состав и новый, набрать такую скорость очень сложно, все этому удивляются».
Само столкновение, по его словам, также выглядит очень странно. «Динамика движения головного вагона для нас очень непонятная, — говорит источник. — Он выскочил, ударился о тюбинги с правой стороны и, развернувшись поперек движения, встал на попа (смотрел вверх). Второй и третий вагоны сплющились, врезавшись в первый. И, судя по брусьям, такое впечатление, что он сначала подпрыгнул и затем через крестовину улетел в стену.
Причина аварии наверняка находилась в головном вагоне. И исключать взрыв тоже нельзя».
Работы идут медленно
По словам источника, до сих пор в тоннеле расчищают завалы, режут болгаркой остатки нагромоздившихся друг на друга трех первых вагонов. Их грузят на платформу, стоящую на соседнем пути, и вывозят дрезиной. Отцепленные побитые и погнутые четвертый и пятый вагоны отогнаны со станции.
Работы по восстановлению пути и контактного рельса идут медленно, их ограничивают разбирающие завалы спасатели, следственные органы, собирающие вещественные доказательства.
На станции много начальства, СК, полиция, пожарные, МЧС, ФСБ.
Попался аварийщикам и взрывотехник с аппаратурой.
Аварийные бригады с небольшими перерывами работают сутками. Их кормят сухим пайком, теплой гречневой кашей с мясом, выпечкой. Позаботились и о питье – чай, кофе, минеральная вода без ограничений.