Многодетная мать из подмосковных Люберец Ирина Кудряшова узнала, что таковой не является, обратившись в местное управление соцзащиты за льготными проездными для детей. Еще раньше перестали приходить на сберкнижку ежемесячные компенсационные выплаты за ЖКХ. «Я думала, может надо обновить какие-то справки, но оказалось, что на эту льготу, как и на проездные, мы больше не имеем права», — рассказала Кудряшова.
Причиной неприятностей стала «неправильная» прописка старшей, двенадцатилетней дочери.
С момента рождения девочка была прописана в Москве у родных своего покойного отца. А это — другой субъект Федерации. Двое младших детей Ирины от второго брака прописаны с родителями в Люберцах. Живут, разумеется, все вместе. Четыре года назад, когда родился третий сын, Ирина получила удостоверение многодетной матери, но в этом году, как ей объяснили в соцзащите, ее статус оказался недействителен.
«Сказали, что-то изменилось в законодательстве, так что, извините, но больше вы не многодетная семья, — рассказала Ирина. — Посоветовали прописать девочку в Люберцах. На то, что она при этом потеряет право на московскую жилплощадь, сказали: «выбирайте». Конечно, мы рожали детей для себя, а не для государства. Нет, значит, нет, будем обходиться без льгот. Но все это очень неприятно — будто бы мы чем-то провинились».
Многодетные семьи столкнулись с подобной практикой последние несколько месяцев. «У меня в семье пять детей, они уже подросли, в квартире стало тесновато. Мы обдумывали вариант приобретения домика в Подмосковье, но в соцзащите нас сразу предупредили, что если мы будем прописывать часть детей в области, то потеряем статус многодетной семьи», — рассказал «Газете.Ru» москвич Дмитрий Баронов.
В Люберецком управлении социальной защиты населения (УСЗН) «Газете.Ru» рассказали, что руководствуются законом «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» №1/2006-ОЗ от 12.01.2006, действие которого «распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области».
Что касается таких семей, как у Ирины Кудряшовой, в их отношении раньше действовало соглашение между Москвой и областью об обмене информацией, но на сегодняшний день оно не пролонгировано.
«Соглашение касалось не только многодетных семей, но и других льготных категорий граждан, — объяснила завотделом по делам семьи и детей УСЗН Валентина Атрепьева. — Теперь же оно не действует, и, хотим мы этого или не хотим, дополнительные меры поддержки область оказывает только гражданам, постоянно проживающим на ее территории».
В областном министерстве соцзащиты подтвердили информацию своего районного подразделения. «Меры поддержки семье Кудряшовых не оказываются, так как дети прописаны в разных субъектах, — объяснили в отделе демографической политики и социальной поддержки многодетных семей. — Как малоимущим мы им можем помочь, но как многодетным — нет».
В федеральном Министерстве труда и соцзащиты и вовсе заявили, что вопрос не относится к их компетенции.
«Мы на федеральном уровне никак не регулируем это вопрос, — заявили в пресс-службе министерства. — Каждый регион самостоятельно определяет, какая семья будет считаться на его территории многодетной.Межрегиональные взаимоотношения по обмену данными также относятся исключительно к компетенции субъектов».
Между тем в Москве уверяют, что они решают проблемы «смешанных» семей, но лишь в порядке исключения.
«Соглашение от 2006 года, которым мы руководствовались до недавнего времени, позволяло производить выплаты многодетным семьям там, где они фактически проживают, — рассказала «Газете.Ru» начальник отдела пособий и компенсаций семьям с детьми столичного департамента соцзащиты Наталья Новикова. — Сейчас эти вопросы решаются сложнее — в порядке исключения. Каждая такая семья рассматривается индивидуально, мы выезжаем к ним домой, составляем акты обследований».
Однако у областной соцзащиты таких полномочий нет. «Нашим московским коллегам дано право устанавливать и подтверждать факт преимущественного права проживания семьи и выдавать ей удостоверение многодетной. Но нам такого права не дано. В Московской области такое решение может вынести только суд. И то это решение будет действовать только на день его принятия и предыдущий период. Мы сочувствуем людям, но ничего сделать не можем — это деньги областного бюджета», — рассказала Атрепьева.
Нежелание не самого бедного российского региона пролонгировать соглашение и создать исключающую подобные истории нормативную базу говорит о том, что Московская область пошла по пути сокращения расходов на выплату пособий, считают эксперты.
«Такой формальный, бездушный подход не имеет ничего общего с социальной поддержкой, которая должна основываться на здравом смысле, — говорит директор общественной организации «Соучастие в судьбе» Алексей Головань. — Ни для кого не секрет, что регистрация и место жительства в нашей стране не всегда одно и то же. И при желании довольно просто установить, проживает ли ребенок с матерью, и сохранить для него пособие. Такие случаи имеют место и в других регионах, и в отношении других категорий незащищенных граждан — сирот при получении жилья, пенсионеров. Везде стараются сэкономить, отказывая людям по формальным признакам».
По словам эксперта, Россия — фактически единственная страна в Европе, где нет достойной национальной выплаты на содержание детей.
«Во всех европейских странах система соцподдержки стоит из двух-трех уровней, семьи с детьми получают национальные, субъектовые и муниципальные выплаты, — рассказал Головань. — У нас национального пособия нет, все отдано на откуп субъекта, в зависимости от финансовой обеспеченности которого эти выплаты есть или их нет, не говоря уже об их размерах».
По словам эксперта, социального неравенства регионов можно было бы избежать, если бы они получали целевые компенсации из федерального центра. «Если мы живем в одной стране, то должен быть единый подход и единое социальное пространство, — считает он. — Но декларировать поддержку рождаемости и многодетных семей и одновременно экономить на них — это цинизм со стороны государства».