В понедельник утром в Москве появились плакаты с изображением президента Украины Петра Порошенко и грубой критикой политики украинских властей.
«Просрали Крым, просрем и всю страну» — написано на плакатах, которые висели у редакций информагентств ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», радиостанции «Эхо Москвы» и интернет-издания «Газета.Ru». На плакатах также указан логотип «Невежливые люди» — в группе «ВКонтакте» они почему-то называют себя арт-группой.
На странице группы в социальной сети скрыты контакты модераторов, телефоны для связи не указаны, и общаться с прессой они не спешат. Организаторы акции не стали рассказывать, кто профинансировал создание агрессивных антиукраинских плакатов. «Невежливые люди» также приписывают себе авторство пародийной рекламы «нового блокбастера» «Майдан Обезьян», на которых были изображены «предводители Майдана» — Порошенко и Обама.
Слоган, относящийся к Порошенко, был создан по аналогии с рекламной акцией руководителя проекта «Пробок.нет» Александра Шумского: «Вернули Крым, вернем и Москву без пробок». Шумский сказал «Газете.Ru», что ему неизвестно, кто распространил данные плакаты.
Власти Москвы не санкционировали размещение плакатов, и уже в 13.00 работники коммунальных служб начали убирать их с автобусных остановок. Как выяснилось, плакаты были приклеены на скотч поверх стекла на остановках. Работники коммунальной службы, снимавшие баннер, пояснили, что получили распоряжение о демонтаже. О том, как на остановке появился плакат, они не знали.
В департаменте СМИ и рекламы «Газете.Ru» объяснили, что вопросами корректности содержания наружной рекламы занимается ФАС по Москве. То есть, если есть жалобы на некорректность, любой гражданин может обратиться в ФАС. А уже эта служба, рассмотрев жалобу, выдаст предписание на демонтаж владельцам конструкций.
То есть содержание рекламы мэрия не согласовывает. Не согласовывают ее даже владельцы конструкций, они просто продают рекламное место. Владелец конструкции указан на самой конструкции. Это вполне конкретное лицо: для того чтобы поставить билборд, надо выиграть право на открытом аукционе на его размещение. Будущее содержание рекламы при этом не учитывается.
Руководитель департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы Владимир Черников сообщил «Газете.Ru», что, по имеющейся у него информации, скандальные плакаты были размещены на билбордах не оператором наружной рекламы. «Это то, что называется хулиганством и наказывается в соответствии с законодательством. Надо только найти того, кто это сделал, — пояснил Черников. — Если бы было нарушение со стороны оператора — отреагировали бы жестко. Но это не операторы». По его словам, сейчас оперативно работают все службы, занятые поиском и демонтажем подобных плакатов.
Но предупредить подобные выходки, к сожалению, невозможно, и хоть редко, но они случаются (безотносительно к Украине), добавил он. Городские власти определяют места размещения рекламы, а делают это уже сами рекламные компании. Что касается контента, то этот вопрос урегулирован федеральным законодательством: есть закон о рекламе, который определяет, что можно рекламировать, а что нельзя, и есть ФАС, которая следит, чтобы не было нарушений, в частности, за тем, чтобы реклама носила этический характер.
Александр Дягилев, возглавляющий «городской проект» ЖКХиБ «ЛГЗ-АРТ», профинансировавший серию патриотических граффити в Москве, среди которых были рисунки с логотипом «Единой России» и рисунок с изображением карты Крыма и надписью «Крым и Россия — вместе навсегда», заявил «Газете.Ru», что не причастен к данной акции.
«Мы занимаемся только граффити, причем позитивными. Скандальными акциями мы не занимаемся, это не наш профиль. Наверное, к счастью, мы не имеем отношения к данной акции», — сказал он, предположив, что организаторы — «какие-то сумасшедшие».