Природоохранная прокуратура столицы признала незаконным ограничивающий доступ к берегу Москвы-реки забор вокруг закрытого поселка «Остров фантазий» в природно-историческом парке «Москворецкий». Как установила прокурорская проверка, «на земельном участке парка, на границе с занимаемым ТСЖ «Остров» земельным участком, расположен самовольно размещенный некапитальный объект – забор, ограничивающий в нарушение требований ст. 8 Водного кодекса РФ со стороны Гребного канала доступ на береговую полосу, являющуюся территорией общего пользования». Об этом говорится в письме за подписью зампрокурора Андрея Гаранько, адресованном лидеру партии «Яблоко» Сергею Митрохину, по чьему обращению и проводилась проверка.
«В адрес префектуры ЗАО Москвы и ГПБУ «Мосприрода» направлена информация о необходимости принятия мер к демонтажу указанного объекта», – говорится в письме прокуратуры.
На территории поселка живут, в частности, нынешний председатель коллегии Евразийской экономической комиссии, экс-министр Виктор Христенко, председатель Счетной палаты РФ, экс-глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, бывший сенатор, бизнесмен Умар Джабраилов.
В префектуре Западного округа Москвы и ГПБУ «Мосприрода» на вопрос, как и когда будет исполняться нынешнее предписание прокуратуры о сносе забора, ответить не смогли.
Директор ТСЖ «Остров» Николай Расков заявил «Газете.Ru», что его «совершенно не волнует» переписка Митрохина с природоохранной прокуратурой. А две проверки, проведенные природоохранной и межрайонной Кунцевской прокуратурами, никаких нарушений не обнаружили.
Не скупясь на нелестные эпитеты в адрес лидера «Яблока», Расков обвинил его в пиаре и призвал заняться делом на пользу родине. Как это делает, например, жительница поселка Татьяна Голикова, уезжающая рано утром и приезжающая поздно вечером. А в редкие свободные минуты главу Счетной палаты можно заметить в простой одежде сажающей цветы, отметил директор ТСЖ.
По словам Раскова, вся огороженная земля получена фирмой «Мир фантазий» в аренду на 50 лет (10 уже прошло). «Проект поселка, забор, ворота, шлагбаум – все согласовано, – утверждает директор ТСЖ. – У нас есть законный зарегистрированный договор. И как это тут может быть земля общего пользования? Если вы взяли землю под огород, посадили капусту, я же не могу прийти и съесть ее. У нас красивый, чистый поселочек, везде цветы, дети гуляют. И почему я должен пускать сюда какого-то Митрохина, Иванова или Петрова? Или открыть шлагбаум, чтобы сюда приезжали рыбаки? Кстати, мы в марте трех пьяных рыбаков спасли, наша охрана на животе по льду ползала, когда их вытаскивала. Но об этом Митрохин почему-то не говорит».
По словам члена регионального совета «Яблока» Елены Морозовой, если в течение месяца не будет выполнено представление прокуратуры о доступе горожан к береговой полосе, последует обращение в суд.
«У префектуры нет никакой мотивации к установлению законности в этой ситуации, – считает Морозова. – Это не сносить во внесудебном порядке палатки по постановлению мэрии. Но природоохранная прокуратура, которая повела проверку и установила факты нарушений, имеет все основания в соответствии со ст. 45 ГПК через суд требовать демонтировать расположенный в прибрежной зоне и уходящий прямо в воду участок забора. А после этого никто не помешает жителям поселка огородиться от простых граждан, но только, как того требует закон, на расстоянии 20 м от береговой полосы».
Парк-отель «Остров фантазий» был построен в Татаровской пойме на искусственном острове в излучине Москвы-реки в 2002 году (через четыре года после признания парка «Москворецкий» особо охраняемой природной территорией, строительство жилья на которой категорически запрещено). Основание строительства – постановление правительства Москвы от 4 июля 2000 года №525 «О строительстве воднолыжного спортивного комплекса по адресу: улица Крылатская, Татаровская пойма».
По официальным бумагам «Остров фантазий» проходил как «спортивно-оздоровительная база с временным проживанием» и «с целью обеспечения работы детско-юношеской спортивной школы «Виктория».
Однако следы этой школы до сих пор никому обнаружить не удалось. Под видом подсобных помещений при ДЮСШ было возведено фешенебельное жилье. На тщательно охраняемой территории 27 га расположено около 40 двухуровневых коттеджей и четырехэтажных домов. Инфраструктуру комплекса составляют аквакомплекс, залы фитнеса, боулинга, теннисные корты, волейбольные и баскетбольные площадки, обзорные площадки, беседки на берегу Москвы-реки для барбекю, лодочный причал, велосипедные и лыжные трассы.
При этом оказалась закрытой от москвичей двойным кордоном охраны поселка и попавшая в границы «Острова фантазий» территория общего пользования – Татаровская пойма.
Столичные власти долгое время спокойно смотрели на присутствие парк-отеля в особо охраняемой природной зоне, пока скандал не получил огласку. Об «Острове фантазий» громогласно заявили жители находящегося по соседству поселка «Речник», когда пять лет назад мэрия попыталась его снести. Вынужденные оправдываться городские власти сообщили, что не давали разрешения на строительство коттеджей в Татаровской пойме и будут обращаться по фактам мошенничества в суд.
По словам Юрия Лужкова, здесь должны были быть построены спортивные объекты, а не дома для тех непростых людей, которые в них сейчас живут.
Разошедшийся градоначальник даже пообещал ликвидировать парк-отель, но сломал об него зубы.
Чтобы обеспечить неприкосновенность поселка и не беспокоить его обитателей, федеральные власти были готовы даже поставить под сомнение законность создания самой особо охраняемой природной территории «Парк «Москворецкий». Представители «Острова фантазий», не вдаваясь в подробности, заявили, что все их документы соответствуют законодательству и прозрачны. А Джабраилов поведал в СМИ о том, что жители поселка и так пострадали, купив квартиры у застройщика, «который должным образом не оформил строительную документацию»: им пришлось оформлять права собственности через суды.
После отставки Лужкова тема «Острова фантазий» была закрыта. И теперь о ней напоминает общественности лишь партия «Яблоко», устраивающая «инспекции» на территории элитного поселка и направляющая по их итогам жалобы на имя генпрокурора и в природоохранные ведомства. Понимая, что снос парк-отеля невозможен, «яблочники» требуют хотя бы обязать «островитян» обеспечить свободный доступ горожан к водоемам, оказавшимся на территории поселка. (Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ, береговая полоса шириной 20 м предназначается для общего пользования и огораживать ее нельзя.)
Очередная такая инспекция прошла 1 мая. Преодолев сопротивление охраны, активисты во главе с Митрохиным прошли по территории поселка и прикрепили на заборе растяжку с портретами известных обитателей поселка с надписью: «Чиновники-олигархи, верните народу Татаровскую пойму!» На берегу партийцы установили таблички с выдержкой из ст. 6 Водного кодекса. «Мы убедились, что заборы вокруг элитного жилья по-прежнему перекрывают доступ к воде», – рассказал Митрохин.
«По закону такое возможно только в природоохранных целях, например в случае наличия редких животных. Мы своими глазами увидели, каких редких животных здесь собираются защищать», – сообщил он.
По его словам, новая городская администрация поначалу пыталась создавать видимость соблюдения законности. Летом 2012 года департамент земельных ресурсов пообещал проверить все земельные участки, расположенные в границах береговой полосы, на наличие преград, ограничивающих свободный доступ горожан. Чиновники направили в адрес 39 арендаторов земельных участков «письма с предложением о внесении изменений в договоры аренды в части обеспечения свободного доступа на территорию береговой полосы».
Десять арендаторов на обращения ответили. Остальных должна была ждать проверка. «В случае выявления нарушений будут приняты меры по их устранению, в том числе посредством судебных исков», – пообещали в департаменте. Однако никаких действий в этом направлении предпринято не было. По словам Митрохина, с момента последнего посещения «яблочниками» Татаровской поймы забор вокруг нее стал еще более основательным, а в самом парк-отеле развернулось строительство новых домов.