Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Отец американского православия в опале

В США судят за домогательство одного из виднейших деятелей Американской православной церкви — отца Закхея

В Нью-Йорке состоялся церковный суд над бывшим настоятелем московского храма Святой Великомученицы Екатерины, подворье Американской православной церкви в Москве, Архимандритом Закхеем (Вудом). На протяжении почти что десятка лет священник был главным лицом американского православия в России. Сегодня его обвиняют в «неправомерном сексуальном поведении». Сам отец Закхей жить и служить хочет только в России.

Строгий блюститель церковных законов, но при этом веселый жизнелюб и любитель велосипедных прогулок — таким архимандрита Закхея помнят в Москве. «Он был заметной фигурой в московской церковной жизни, в личном качестве тоже человек очень жизнерадостный. Он человек, искренне увлеченный Россией и «русскостью», старался быть «больше русским, чем американцем», — вспоминает знакомый отца Закхея, который также отмечает, что батюшка «был великим пиарщиком» и водил дружбу с известными людьми церковного и светского мира.

На странице отца Закхея в фейсбуке кроме фотографий с прихожанами есть и те, на которых он запечатлен вместе с бывшим президентом США Биллом Клинтоном и тогдашним послом США Александром Вершбоу.

Батюшка-американец родился в штате Нью-Йорк и с детства служил в храме алтарником, в 1990-е священствовал в Америке, в 2001-м учился в духовных академиях в России, затем в Киеве. В 2002 году настоятель направил его в московский храм Святой Великомученицы Екатерины, подворье Американской православной церкви в Москве. Эта церковь, прихожанами которой являются несколько тысяч православных американцев, является автокефальной (самостоятельной от Русской православной церкви), а службы там проводят на английском языке.

История злоключений бывшего Архимандрита Закхея меркнет на фоне многочисленных обвинений священников христианских церквей в педофилии и других тяжких грехах, однако обвинения против него достаточно серьезные. В 2011 году одна из прихожанок его прихода пожаловалась знакомому церковному иерарху на приставания к ней отца Закхея.

История, о которой она вдруг решила рассказать, якобы произошла в 2008 году.

Женщина, гражданка США (имя не указывается из этических соображений), сообщила, что после исповеди отец Закхей пригласил ее в ресторан, где они вместе выпили, а потом она проснулась в постели вместе со священником в «обнаженном виде».

О приставаниях со стороны священника речь не шла. Историю инцидента потерпевшая изложила в анонимной жалобе на имя церковного руководства.

В то время обвинения против архимандрита в США вызвали настоящий переполох. Отец Закхей был хорошо известен не только пастве, состоящей из англоязычных и русскоязычных православных, а также лично знал большинство иерархов РПЦ, включая митрополита Кирилла.

Сам отец Закхей хотя и не отрицал в интервью «Газете.Ru» тот факт, что прихожанка ужинала с ним и перебрала с алкоголем, однако опровергает эпизод с «неподобающим поведением».

«После ужина она зашла в церковь и мы отправили ее домой на такси», — говорит священник и добавляет, что в церкви после отъезда женщины его видели свидетели. Сегодня он также недоумевает, почему жертва предполагаемого приставания так долго ждала, прежде чем выступить с обвинениями в его адрес. Защита отца Закхея утверждает, что прихожанка не обращалась с заявлениями на архимандрита ни в российскую полицию, ни в посольство США в Москве. Попытки связаться с потерпевшей оказались безуспешны — она так и не ответила на вопросы «Газеты.Ru».

В дверь и в Тверь

Духовный суд над отцом Закхеем, назначенный на 17 июня, стал уже вторым по счету, что, по мнению защиты священника, является нарушением церковных правил. Рассмотрев дело первый раз в апреле 2012 года, духовный суд отстранил архимандрита Закхея от служения на три года, а также приказал ему отправиться для исправления грехов в один из принадлежащих Американской православной церкви монастырей.

Согласно указаниям Священного синода Американской православной церкви, Закхею было запрещено покидать монастырь. Его также обязали прекратить любые контакты с прихожанами храма Святой Великомученицы Екатерины. Архимандрит рассказывает, что пытался подавать апелляцию, однако добиться отмены решения суда не смог.

Правда и строгое судебное решение было вынесено как «рекомендация», в связи с чем отец Закхей посчитал себя свободным от его полного исполнения.

Пробыв в монастыре лишь некоторое время, он вернулся в Россию и последнее время жил в Твери, где помогал в одной из местных епархий РПЦ.

Свое непослушание он объясняет тем, что получил «разные инструкции от церковного начальства» и поэтому посчитал себя свободным от выполнения наказания.

Во всех своих бедах отец Закхей обвиняет протоиерея Американской православной церкви отца Леонида Кишковского, который после отстранения отца Закхея был назначен временно исполняющим обязанности настоятеля московского прихода до избрания нового настоятеля.

Закхей называет Кишковского, руководителя отдела внешних связей Американской православной церкви, «серым кардиналом» и отмечает, что отношения у них не заладились с самого начала: источники, близкие к отцу Закхею, утверждают, что отец Кишковский был против слишком тесного сближения с Московским патриархатом, чего, в свою очередь, желал Закхей.

До большевистской революции Американская православная церковь действительно составляла с Русской православной церковью единое целое, однако после революции отношения были разорваны. Благодаря церковной дипломатии общение было восстановлено, и в 1970 году американская церковь получила автокефалию от РПЦ. Эту автокефалию, в свою очередь, не признает Константинопольский патриархат.

Сам отец Леонид на вопросы «Газеты.Ru» о своих отношениях с Закхеем, а также о грядущем суде не ответил, сославшись на то, что не может комментировать дело, которое находится в стадии рассмотрения.

Источник, близкий к отцу Закхею, утверждает, что отцу Леониду не слишком нравилась большая самостоятельность отца Закхея в Москве: тот заручился крепкими связями в российских церковных кругах, что помогло ему провести ремонт церковных помещений.

Когда приходом руководил архимандрит Закхей, количество прихожан увеличилось — воскресные службы посещало до 300 человек, отмечает юрист Владимир Березанский, который оказывает поддержку отцу Закхею.

Идеи сближения с Москвой в противовес Константинополю придерживался и бывший глава Американской православной церкви митрополит Иона, подавший в отставку со своего поста в 2012 году. Официально причиной отставки было состояние здоровья, однако в американской церковной прессе утверждалось, что митрополит Иона был вынужден покинуть пост из-за внутрицерковной оппозиции. Сам экс-глава церкви не ответил на вопросы «Газете.Ru».

В 2009 году митрополит Иона прославился своей речью, в которой негативно отозвался о Константинопольском патриархате, намекнув, что тот зависит от мусульманской Турции, — за что потом приносил извинения. В интервью православному порталу Credo.Ru в июне 2012 года отец Леонид Кишковский вспоминал, что речь митрополита Ионы сорвала планы по налаживанию связей с Константинопольским патриархатом. По его словам, после речи митрополита Ионы Константинопольский патриархат отказал во встрече Ионе и делегации Американской православной церкви. Бывший глава Американской православной церкви совершил много ошибок, рассказывал отец Леонид.

Российский религиовед, старший научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин отмечает, что

митрополит Иона был «проводником линии» на сближение с Московским патриархатом. Это поддерживали и в Москве, у которой сложные отношения с Константинополем.

«Константинополь настроен более экуменически и поддерживает отношения с Ватиканом, а это не нравится в Москве», — говорит Лункин. При этом эксперт отмечает, что сильного влияния на американскую церковь РПЦ оказать не сможет, так как среди ее прихожан много «чистых» американцев. Ситуацию вокруг отца Закхея Лункин называет внутрицерковной борьбой, однако влияние священника он не переоценивает. «Если бы он был столь влиятельным, его бы не убрали», — говорит эксперт.

Милости просим

Оставшиеся в Москве многочисленные прихожане из числа иностранцев и россиян пишут письма в его защиту, называя его «добрым пастырем», и вспоминают, как ждали его у храма, чтобы поговорить о церкви и просто о жизни. «Он всегда приходил в церковь первым, а уходил последним. Я даже не представляю, как он успевал со всеми общаться. Когда у меня умер отец, он сразу нашел слова молитвы, и мне стало легче», — рассказывает одна из прихожанок церкви Екатерина Павлова. Вспоминает она, что и храм Святой Екатерины при настоятельстве отца Закхея существенно преобразился. «Там просто руины были, все в плачевном состоянии», — говорит она.

Среди подписантов предприниматели и студенты, преподаватели богословия и церковные реставраторы. Кроме слов поддержки в письмах есть и конкретика. Так, в одном из обращений прихожан, опубликованных сразу после отстранения архимандрита, говорилось, что церковь не смогла получить 10 млн руб. на реставрацию от российских госструктур. Сам отец Закхей подтверждает, что после его отстранения средства так и не были получены.

Среди подписантов писем в защиту Закхея есть и американские дипломаты, ранее работавшие в Москве, а также иерархи РПЦ, к примеру влиятельный деятель РПЦ, наместник московского Сретенского монастыря Архимандрит Тихон (Шевкунов), автор популярной книги рассказов «Несвятые святые».

Архимандрит, знающий отца Закхея много лет, в письме, адресованном в адрес Американской православной церкви, просит о «снисходительном и милосердном отношении» к американскому священнику.

В РПЦ ситуацию вокруг отца Закхея не комментируют, поскольку Американская православная церковь формально является независимой от Московского патриархата. Однако близкие к церковным кругам источники не скрывают, что поддерживают священника. В сделанном по просьбе защитников отца Закхея заключении о деле священника проректор Московской духовной академии по научно-богословской работе протоиерей Александр Задорнов отмечает, что церковные каноны «запрещают возбуждение дела при анонимном заявлении и в отсутствии нескольких свидетелей дела». Не может также, по его словам, судебное решение быть вынесено в виде «рекомендации» о временном запрете служения.

Сам отец Закхей говорит, что новый настоятель Американской православной церкви митрополит Тихон считает его виновным, однако решил соблюсти формальные процедуры и настоял на повторном церковном суде. «Это будет какая-то показуха. Справедливости вообще не существует», — возмущается отец Закхей.

Он объяснил, что во время процедуры суда будут приглашены свидетели, однако ни он, ни его адвокат не смогут задать им вопросов.

Правда, сам глава Американской православной церкви митрополит Тихон в письме Закхею опровергает его доводы и обещает, что суд заслушает защиту священника, а процесс будет объективным и справедливым.

Первый суд и второй — это разные суды, объясняет американский митрополит. Если раньше слушалось дело о «неподчинении» церковным правилам, то на этом суде будут заслушивать именно «дело о неподобающем сексуальном поведении». «Сдается мне, что вы используете процедурные ошибки, чтобы прекратить дело и избежать вопроса, совершили ли вы неподобающий поступок сексуального характера против женщины, которая доверяла вам как священнику», — заканчивает свое письмо митрополит Тихон.

Митрополит утверждает, что суд заслушает и ту самую прихожанку, однако отец Закхей уверен, что дама на суд не придет, и обещает разобраться с ней в «гражданском суде».

При этом священник не скрывает, что в случае, если обвинения снимут, он хотел бы вернуться в Россию, например в Тверь, где он до отъезда в США возглавлял попечительский совет при Тверской епархии. «Как только мне дадут отпускную грамоту, меня примут в любом месте. Любое место в России для меня придется по душе и по сердцу», — говорит отец Закхей. Сам он готовится к тяжелой битве с церковным начальством. Следующее, вероятно решающее, заседание суда состоится в августе. На странице отца Закхея в фейсбуке в качестве фона стоит закрытое тучами небо.

Что думаешь?
Загрузка