Девять утра вторника, 13 мая. Дорога к порту «Кавказ» (Краснодарский край) практически пуста, о праздничных заторах напоминают только стоящие на обочине, по два-три рядом, биотуалеты. Паром, который ходит каждый час, ожидают лишь пара автобусов да несколько легковушек. Выделяются только три военных «КамАЗа» с бойцами ОМОНа. Вечером, когда мы уже возвращались на Кубань, картина на противоположной полосе была иной — полукилометровая пробка виляла на дороге.
«После присоединения Крыма цены на переправу не изменились. И не будут меняться в этом курортном сезоне», — пообещал «Газете.Ru» заместитель директора департамента организации грузовых и пассажирских перевозок «Единой транспортной дирекции» Дамир Яквашев.
За билет отдаю 162 рубля. На противоположной стороне — в Керчи — стоимость та же, только билеты, продаваемые «квитковой кассой», напечатаны на украинском языке.
Дежурящие на морском вокзале полицейские также не успели переодеться в черную российскую форму, в МВД они служат еще в синих рубашках и с огромной кокардой на околыше.
Продолжить путешествие на своем автомобиле — удовольствие недешевое. За небольшую машину нужно заплатить 1190 рублей, переправить на другой берег автобус или транспортное средство длиннее пяти метров стоит 2486 рублей. Но и за эти деньги доехать с комфортом не получится, так как из трех работающих на переправе судов отдельные палубы с сиденьями имеет только «Николай Аксененко». На паромах «Ейск» и «Керченский-2» пассажиры стоят между машинами и вдоль бортов. Там же висит пара спасательных кругов. «Кажется, что люди здесь лишние», — констатирует мой попутчик Игорь Харченко, он едет в Крым из Краснодара.
Представители транспортной дирекции пояснили, что с 13 мая к «Николаю Аксененко» добавилось двухпалубное греческое судно «Ионос», вмещающее 160 легковых автомобилей и порядка 600 пассажиров. На пароме есть комфортабельные палубы. Курсировать туда-обратно в курортный сезон он будет ориентировочно восемь раз в сутки.
Распрощались с большегрузами
«Одним из важнейших решений стало разделение грузовых и пассажирских потоков. Раньше фуры стояли в общей очереди, пользовались этими же паромами. Была высокая аварийность, — продолжает Дамир Яквашев. — Сейчас их перенаправили в Новороссийск, откуда организована линия в Феодосию». Конечно, это увеличило стоимость перевозки грузовика, но благодаря субсидии водитель платит около половины суммы — 11 450 рублей.
Другое новшество — упорядоченная очередь машин. Правда, разделенную на ряды площадку я увидел только на керченской стороне. Парковку разбили на 12 рядов по 20 автомобилей в каждом. Подъезжающая машина занимает место в порядке очереди. Прибывает паром — первый ряд идет на погрузку, за ним второй, третий. Теперь водители могут оставить автомобиль и пойти в соседние кафе, воспользоваться туалетом, не опасаясь, что кто-то влезет перед ними.
«Есть и «нулевой ряд», который идет вне очереди, — поделился с «Газетой.Ru» формирующий партии автомобилей оператор Андрей Федотов. — Это рейсовые автобусы, машины с беременными женщинами, грудными детьми, а также с ветеранами Великой Отечественной». Чтобы не возникло соблазна приписать себе несуществующую льготу, у всех имеющих на нее право пассажиров снимают ксерокопии свидетельства о рождении или ветеранского удостоверения.
Федотов говорит, что самыми тяжелыми за последние недели выдались 10 и 11 мая — люди возвращались в Краснодарский край и с первых, и со вторых майских праздников. А 9 мая оператору даже пришлось принимать роды
— «швидка допомога» (так до сих пор написано на машинах скорой помощи) дежурит на площадке до пяти часов, родовые схватки у пассажирки начались позже. Машина с медиками приехала из Керчи минут через двадцать, поэтому оператору пришлось побыть и акушером. Родился, кстати, мальчик.
Со стороны Краснодарского края водители ждали очереди до двух суток, хотя большинство «отделалось» за шесть-восемь часов. И это несмотря на усилия «Единой транспортной дирекции», которая перенаправила грузовые машины в Новороссийск, в полтора раза увеличила количество рейсов и упорядочила очередность.
«Майские праздники выдались очень тяжелыми, сотрудники не спали по двое суток, — вспоминает Яквашев. — В связи с пиковыми нагрузками решили переоборудовать в срочном порядке судно «Славянин», перевозившее железнодорожные вагоны. То, что сделали наши сотрудники за сутки, — из области фантастики!» Прибывшим из Краснодара брусом палубу застелили под заезд легковых автомобилей. И судно реально спасло — паромы «Ейск» или «Керченский-2» принимают 25 машин за рейс, «Славянин» загрузили 170 автомобилями. Железнодорожный паром сделал пять рейсов. «Если бы не «Славянин», до сих пор не развезли бы стоявшие в пробке машины», — признается собеседник.
В Крым — за покупками
По сравнению с прошлым годом поток машин вырос в шесть раз — в украинский Крым ехало около шести тысяч машин в месяц, примерно 200 в сутки, на ставший российским полуостров за апрель переправились 30 тысяч машин, порядка тысячи за день.
«Есть огромное количество автомобилей, которое превышает пропускную способность. Это всегда большая проблема. Но Олимпийские игры научили нас с нею справляться. Сочи тоже был проблемным городом, а сейчас там почти нет пробок», — подытожил Яквашев.
Напомним, с 2009 года и до минувшего марта транспортная дирекция организовывала логистику в олимпийской столице.
На крымской стороне расположены несколько кафе, магазинов, автобусная остановка. Проезд в маршрутке стоит 10 рублей, или 2,75 гривны. Таксисты просят за поездку до центра Керчи (меньше 20 км) 500 рублей.
Керчь напоминает курортный городок 80-х годов — не видны здания выше пятиэтажных, нет привычных огромных офисных комплексов из стекла и бетона, фасады многих домов давно не обновлялись. Почти все вывески (за исключением госучреждений и крупных сетей) — на русском языке. Обошел несколько газетных ларьков, чтобы купить издание на украинском языке, — не нашел. «Не было никогда», — удивилась пожилая киоскерша.
Жители Крыма свободно считают и в украинской, и в российской валюте, курс — 1 к 3,1. Сдачу стараются давать гривнами, от которых нужно избавиться к лету.
Одежда и обувь в магазинах стоит примерно как и в России. А вот цены в местной весьма приличной пивоварне: пол-литра собственного красного, светлого или темного пива стоит около 90 рублей, тот же объем бельгийского Hoegaarden обойдется в 133 рубля. Бутылка крымского вина — около 300 рублей, пол-литра водки («Русский стандарт», «Зеленая марка») — чуть больше 300. За почти килограммовую мясную тарелку здесь просят 400 рублей. На рынке цены еще ниже — килограмм свиных ребрышек или клубники облегчит кошелек на 150 рублей, местные помидоры и огурцы можно купить за 40–60 рублей. Правда, утверждают крымчане, с присоединением к России цены немного выросли.
У моря погоды
Стоит предупредить, что обменять валюту или снять деньги с карточки в Керчи пока проблематично. Поэтому небольшой запас наличности лучше всегда иметь под рукой.
На обратной переправе (попал на комфортабельный «Николай Аксененко») разговорился с попутчиками. «Керчь — городок в первозданном виде. Неухоженные фасады, большие скверы. А вот жители, кажется, как обухом по голове ударенные — до конца не осознают, что с ними произошло. Как живут на берегу, так и ждут сейчас у моря погоды, не понимают, как будет дальше», — поделилась со мною на обратном пути бухгалтер Ольга.
Владислав Удодов из Краснодарского края, улыбнувшись, назвал себя «одним из вежливых человечков» — в Крыму с момента присоединения. Сейчас устраивается на работу в ялтинский «Беркут», ездил с сыном и беременной женой выбирать квартиру. Однушку сняли за 2,5 тыс. гривен в месяц (около 8 тыс. рублей). «Если сравнивать с краснодарским побережьем, жить здесь гораздо дешевле. А в районах цены примерно такие же», — признается мужчина.
Заскочил и в сам порт «Кавказ», где работает российская таможня. Врио начальника таможенного поста Павел Барманов рассказывает, что с 21 марта, когда вступил в силу закон о принятии Крыма в состав России, «сняли таможенный контроль в отношении товаров и автомобилей, следующих с полуострова». «Но в связи с переходным периодом остались проблемные вопросы в отношении транспортных средств, въезжающих в Крым с материковой части Украины», — добавляет Барманов. Речь идет об иностранных машинах, например из Германии или Греции, которые уже подпадают под таможенный контроль. С конца марта на полуостров со стороны «Кавказа» въехал 841 такой автомобиль, выехали из Крыма 798. Пробок на таможне в майские праздники не было.