Столичная мэрия все-таки повысит стоимость проезда в общественном транспорте. Как сообщила во вторник 6 мая пресс-служба столичного департамента транспорта, уже с 1 июня цены на билеты вырастут на 5–7%, таким образом, повышение составит от 10 до 100 рублей.
В частности, стоимость билета ТАТ (троллейбус, автобус, трамвай) на 11 поездок увеличится на 10 рублей и составит 210 рублей. Стоимость единого билета на пять поездок также вырастет на 10 рублей и составит 160 рублей. Единый билет на 20 поездок будет стоить 540 рублей, что на 40 рублей дороже. Стоимость Единого билета на 60 поездок, согласно предложенной схеме, повысится на 100 рублей и составит 1300 рублей. Билет «90 минут» на пять поездок подорожает на 20 рублей — до 240 рублей.
Индексация не коснется льготных билетов на проезд. Кроме того, останется неизменной стоимость проезда по карте «Тройка» (не требующего затрат на выпуск отдельных билетов),
поездки на автобусе, троллейбусе или трамвае будут по-прежнему стоить 26 рублей, на метро — 28 рублей. Не меняется цена и у резко подорожавших с Нового года билетов на одну и две поездки — в метро она выросла с 30 и 60 рублей до 40 и 80 рублей соответственно. Стоимость билетов на одну или две поездки на трамвай, автобус и троллейбус тогда также увеличилась — с 25 до 35 рублей и с 50 до 60 рублей.
Напомним, первым о необходимости повышения цен на проезд заговорил две недели назад глава Московского метрополитена Иван Беседин. По его словам, метро испытывает на себе инфляционные процессы, растут расходы на обслуживание новых линий, создание более комфортных и безопасных условий для пассажиров. Связано очередное подорожание и с заботой о людях — пассажирах и сотрудниках поземки.
«Жители столицы уже переросли уровень базовых потребностей, когда транспорт просто обеспечивает перевозку пассажиров, — объяснил Беседин и вспомнил о просьбах подчиненных. — Кроме того, машинисты просят увеличить им зарплату».
Спустя несколько дней Беседина поддержал и директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов, заявивший, что масштабное развитие системы наземного городского пассажирского транспорта требует дополнительных инвестиций. «Ни субсидии города, ни прибыль предприятия в настоящее время не могут в полной мере покрыть значительную часть этих расходов. Сегодня необходимо найти баланс между интересами пассажиров, социальными обязательствами города и задачами развития, которые стоят перед транспортным комплексом Москвы», — объяснил свою позицию Михайлов.
В городском департаменте транспорта некоторое время хранили молчание, лишь подтверждая факт обращения перевозчиков в мэрию. Обсуждение новых цен и даты их введения в департаменте называли преждевременным. Однако в понедельник стало известно, что глава московского метро просит власти города повысить тарифы на проезд почти вдвое — только в этом случае он может гарантировать безубыточность работы подземки.
К вечеру понедельника появился туманный комментарий мэрии, из которого стало ясно, что повышение цен на проезд неизбежно.
Пресс-служба департамента транспорта напоминала, что «у правительства Москвы существуют социальные обязательства», в связи с чем мэром города «даны поручения» профильным департаментам и РЭК (Региональной энергетической комиссии) «не допустить резких скачков цен и сохранить льготы». «Правительство Москвы не допустит резких скачков стоимости проезда в городском транспорте, — цитировались в сообщении слова руководителя департамента Максима Ликсутова. — …Мы внимательно анализируем экономическое обоснование представленных перевозчиком расчетов. Но хотелось бы подчеркнуть, что индексация тарифов не должна отразиться на уровне жизни москвичей. Стоимость проезда в городском транспорте может расти только пропорционально росту реальной заработной платы».
Заодно Ликсутов посоветовал перевозчикам «оптимизировать свои затраты и изыскивать внутренние ресурсы».
И такие ресурсы, по мнению самих работников подземки, есть. Например, как рассказал «Газете.Ru» зампред независимого профсоюза работников Московского метрополитена Николай Гостев, доходы управленческого аппарата предприятия многократно превышают доходы простых машинистов (уже на уровне депо это около 300 тыс. рублей, дальше — выше), а его штат может конкурировать с правительством города Москвы. «При этом реальной помощи, кроме выдумывания новых обязанностей, которые гробят наш технологический процесс, наши устои и то, как нас учили работать, мы от них не видим», — считает зампред профсоюза.
Можно было бы поискать резервы и в самой мэрии, щедро субсидирующей различные креативные идеи департамента транспорта — от Wi-Fi в вагонах метро до напольной навигации на станциях.
Напольная навигация только одной станции метро обходится столичному бюджету в 2,4 млн рублей. В общей сложности в текущем году на разработку дизайна напольной навигации и размещение ее элементов будут направлены 117,887 млн рублей. При этом далеко не все согласны с тем, что проводившийся в прошлом году на трех станциях эксперимент можно признать удачным.
Так, надписи начали быстро стираться, и в мэрии были вынуждены признать, что напольные наклейки изнашиваются значительно раньше гарантированного трехмесячного срока. В итоге было решено заменить эти наклейки цветными пластиковыми указателями, вмонтированными в мраморные плиты пола. Пластиковые полоски вклеивались в специально сделанные для них углубления, что еще больше удорожало реализацию программы.
Что касается сути проекта, то, по мнению лидера фракции КПРФ в Мосгордуме Андрея Клычкова, с учетом пассажиропотока и построения московского метро ориентироваться в нем по напольной навигации не удобно. «Я думаю, стоит остановиться на привычной потолочной и стендовой навигации. К тому же в отличие от напольных наклеек это разовое вложение, которое служит долгие годы», — считает депутат. «Вряд ли можно назвать инициативу с напольной навигацией рациональной», — считает и лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин.
По его мнению, вложенные в напольную графику средства несоизмеримы с полученной от этого пользой, но в мэрии не принято признавать свои идеи не столь блестящими, как того бы хотелось.
Выяснить, куда еще метрополитен тратит деньги, намерена общественная организация «Союз пассажиров». Общественники хотят потребовать от мэрии сделать финансовую отчетность метрополитена публичной. По мнению защитников прав пассажиров, только после этого и как минимум обсуждения с утверждающей бюджет Мосгордумой можно будет говорить о повышении стоимости проезда. В департаменте транспорта от комментариев на эту тему воздерживаются. Впрочем, как объяснил «Газете.Ru» источник в мэрии, формально принятие решения об изменении тарифов — прерогатива РЭК. И ни Мосгордума, ни общественность на этот процесс не влияют.
Вид билета | до 1 июня 2014 года | с 1 июня 2014 года |
Единый билет на 5 поездок | 150 | 160 |
Единый билет на 20 поездок | 500 | 540 |
Единый билет на 60 поездок | 1200 | 1300 |
Билет «90 минут» | 220 | 240 |
Билет ТАТ (трамвай,автобус, троллейбус) на 11 поездок | 200 | 210 |
Карта «Тройка» на 1 поездку на ТАТ | 26 | 26 |
Карта «Тройка» на 1 поездку на метро | 28 | 28 |
Билет на 1 и 2 поездки на ТАТ | 35 и 60 | 35 и 60 |
Билет на 1 и 2 поездки на метро | 60 и 80 | 60 и 80 |