Во вторник утром в «Гайд-парке» на территории ЦПКиО им. Горького состоится митинг, организованный независимым профсоюзом работников Московского метрополитена. Заявленная численность участников акции — 200 человек. Однако реальное число митингующих может быть меньше. Как рассказал «Газете.Ru» зампредседателя профсоюза Николай Гостев, «работодатель очень плотно работал с заявившими в соцсетях о своем участии в митинге сотрудниками». И это единственная реакция руководства метрополитена на многочисленные обращения профсоюза и отдельных работников. Люди недовольны тем, что предприятие сокращает рабочие места и практически перестало вкладываться в обеспечение нормального режима труда и отдыха сотрудников.
Главным требованием работников метро остается индексация зарплаты. В соответствии с коллективным договором она должна расти вместе с инфляцией. Но этого не происходит. Более того, как утверждают в профсоюзе, несмотря на рост производительности (количество вагонов в составе увеличилось, а интервал между поездами уменьшился), тариф оплаты труда рядовых сотрудников, наоборот, снижается. По словам Гостева, зарплата начинающего машиниста не превышает 60–65 тыс. руб., а имеющего больше 20 лет выслуги — 100 тыс. руб.
При этом на сегодняшний день метрополитен «активно избавляется от стариков, считая, что слишком много им платит».
Зато управленческий аппарат получает многократно больше (уже на уровне депо это около 300 тыс. руб., дальше — выше), а его штат может конкурировать с правительством города Москвы, говорит Гостев. «При этом реальной помощи, кроме выдумывания новых обязанностей, которые гробят наш технологический процесс, наши устои и то, как нас учили работать, мы от них не видим, — говорит зампред профсоюза. — Но мы не хотим, чтобы метрополитен оставался личной песочницей господина Беседина, в которой он играет как хочет. Мы считаем, что надо соблюдать законы РФ и подписанный коллективный договор».
Требование профсоюза вполне в духе времени: в минувшую пятницу президент РФ поручил правительству решить вопрос о разнице в зарплатах руководства и рядовых сотрудников госкомпаний.
Также профсоюз требует возвращения службы фельдшеров, которая до конца прошлого года оказывала помощь пассажирам и работникам метро. «Раньше был договор со специализированной поликлиникой №6, которая обслуживала работников и пассажиров, и на каждой линии работали по 4–8 пунктов медпомощи, — объяснил Гостев. — Работы у них всегда было много. Но с начала года было решено не продлевать договор аренды помещений с поликлиникой, и теперь эти пункты демонтируют, вывозят оборудование за ненадобностью. Остались они лишь в местах, где локомотивные бригады выходят на линию, а их задача сводится к предрейсовому осмотру машинистов. У фельдшеров даже нет аптечки и лицензии на оказание медпомощи. А их зарплаты урезали вдвое».
Теперь в экстренных ситуациях в подземку приходится вызывать скорую помощь. Но если раньше время прибытия фельдшера занимало не более пяти-шести минут, то теперь человек может и не дождаться помощи, предупреждает Гостев.
Некому будет заниматься профилактикой профзаболеваний машинистов и сотрудников станций, считают в профсоюзе. А сорвать здоровье в метро не просто, а очень просто. Месяц назад большой резонанс вызвала информация о загрязнении воздуха на новой станции метро «Лесопарковая». 25 марта было зафиксировано превышение предельно-допустимой концентрации нескольких газов фенольной группы примерно в 40 раз, а стирола — в 204 раза. Руководство подземки тогда заявило, что на станции велись малярные работы, а через несколько дней предъявило новые результаты замеров, согласно которым содержание вредных веществ в воздухе нормализовалось.
«Тем не менее на сегодняшний день приказами начальников дистанций все дежурные службы оттуда выведены, остались только дежурные по станции, которым рекомендовано два часа находиться на рабочем месте, после чего столько же времени проводить на воздухе, — рассказал Гостев. – Чтобы их подменить, привлекаются дежурные с других станций. Люди стали чаще болеть — у них появляются признаки ОРВИ и сыпь.
И мы боимся, что ситуация в метро аналогична ситуации с «фенольными хрущевками».
Мы написали официальное обращение администрации. Пусть хотя бы объяснят технику безопасности в условиях повышенной концентрации вредных веществ и примут меры по сохранению здоровья работников Бутовской линии. Ответа до сих пор нет».
Конфликты между руководителями и работниками метро, в том числе и по поводу эксплуатации техники и организации движения, не прекращаются долгое время. Независимый профсоюз видит причину участившихся сбоев в движении в изношенном оборудовании и коммуникациях. Они не выдерживает дополнительных нагрузок, старые составы работают с перепробегом, а новые вагоны быстро ломаются.
Руководство метро обвиняет машинистов в недисциплинированности и пренебрежении правилами безопасности движения и старается «усилить контроль и спрос с нарушителей».
Как показала проверка, в начале 2014 года поезда проезжали мимо знака «Остановка первого вагона» и игнорировали светофор с запрещающим показанием, сообщил начальник службы безопасности подземки Владимир Муратов. А начальник метрополитена Иван Беседин, объясняясь в конце прошлого года с членами Общественной палаты РФ по поводу частых сбоев в движении, пообещал уволить часть машинистов, которые «заявляют, что имеют право превышать скорость».
Предложение Общественной палаты провести аудит безопасности всех систем метрополитена с привлечением независимых экспертов так и не было выполнено. Зато в мэрии всегда становятся на сторону руководства метро, списывая все ЧП на человеческий фактор. Что касается систем метрополитена, отвечающих за движение и безопасность, «они все в рабочем состоянии и крайне надежны», утверждает заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
На фоне взаимопонимания главы метро и представителей мэрии вполне вероятно, что Беседин выполнит свои слова о повышении цен на билеты в метро.
По его словам, стоимость проезда «ощущает на себе все инфляционные процессы». На днях руководство метрополитена обратилось в правительство Москвы с просьбой рассмотреть такую возможность. Очередное подорожание связано с заботой о людях — пассажирах и сотрудниках поземки, объяснил чиновник. «Жители столицы уже переросли уровень базовых потребностей, когда транспорт просто обеспечивает перевозку пассажиров, — заявил Беседин и вспомнил о просьбах подчиненных. — Кроме того, машинисты просят увеличить им зарплату».
По данным Московского метрополитена, полученные за билеты деньги идут на строительство новых станций, ремонт и реконструкцию, безопасность, благоустройство, зарплаты работникам. А также на «приятные мелочи» — Wi-Fi, новую схему и напольную навигацию. Кроме того, 24% пассажиров — льготники, которые не платят за проезд. Правда, льготники катаются на метро не бесплатно — их проезд оплачивает городской бюджет — так же как и проекты типа напольной навигации: на разработку дизайна и размещение пластиковых указателей из городской казны будут направлены 117,887 млн руб. Но об этом руководство метро редко вспоминает.
Куда метрополитен тратит деньги, намерена выяснить общественная организация «Союз пассажиров». Они хотят потребовать от мэрии сделать финансовую отчетность метрополитена публичной. По мнению защитников прав пассажиров, только после этого и как минимум обсуждения с утверждающей бюджет Мосгордумой можно будет говорить о повышении стоимости проезда. В департаменте транспорта от комментариев на тему повышения стоимости проезда пока воздерживаются.